За деньгами – в Японию: Глава Минтранса РФ нашел возможного инвестора для проекта «метро» в Воронеже?

Одна из пяти крупнейших компаний Японии Marubeni выразила заинтересованность в проекте по созданию легкорельсового метро в Воронеже. Об итогах переговоров с представителями бизнес-сообщества из страны Восходящего солнца сообщил ТАСС со ссылкой на министра транспорта РФ Максима Соколова во вторник, 17 апреля.

По словам федерального чиновника, спектр интересов японской корпорации Marubeni не ограничивается только проектом воронежского «метро» (или высокоскоростного трамвая): инвесторы «рассматривает возможность участия в развитии портов, аэропортов и наземного транспорта на территории России».

– На встрече с Marubeni мы обсуждали проекты, связанные и с развитием порта Восточный, и проекты развития в Приморском крае портов Ольга, Рудная Гавань. Это также проект по развитию угольного терминала на Сахалине в порту Шахтерск совместно с группой ИСТ – доставке угля в строящийся порт по отдельно выделенной линии, – цитирует министра агентство. – Помимо этого, обсуждался вопрос возможного участия компании в строительстве инфраструктуры для легкорельсового транспорта, так сказать наземного метро, в Воронеже.

Судя по приведенным заявлениям главы Минтранса, радоваться сторонникам концепции строительства метро в Воронеже пока рано: столица Черноземья для японской компании едва ли находится в приоритете.

Более конкретной информации, касающейся возможных механизмов участия японской корпорации в воронежском инфраструктурном проекте – ни по формату сотрудничества, ни по объему инвестиций и возможным срокам реализации концепции – министр не озвучил.

К слову, Воронеж на этих переговорах имеет собственного представителя новоиспеченного мэра Вадима Кстенина. Однако на сайте горадминистрации об участии градоначальника в столь серьезных встречах нет ни слова.

Отметим, что сама возможность создания в Воронеже метро или системы альтернативного рельсового транспорта обсуждается давно. Эта концепция в конце 2016 г. стала одним из направлений двустороннего сотрудничества России и Японии, предполагающего развитие комфортной городской среды. Проект даже дошел до стадии визуализации: в ходе визита японской делегации в конце августа 2017 г. иностранным партнерам продемонстрировали эскизы будущих веток метро. Как раз эти предложения легли в основу задания для подготовки технико-экономического обоснования, контракт на разработку которого (почти за 12 млн руб.) горадминистрация заключила с ООО «Киносарг» – традиционно с единственным участником тендера.

Свою задачу компания выполнила: концепцию будущего «легкорельса» в ноябре 2017 г. представил директор ООО «Киносарг» Игорь Березин. Предполагается, что метро будет состоять из трех линий: «Авиазаводской» (от спорткомплекса «Олимпик» через Московский проспект и ул. Плехановская к ул. 20-летия Октября и метромосту рядом с ВОГРЭСовским мостом), «Семилукской» (от ул. 9 Января к вокзалу «Воронеж-1», затем по Чернавскому мосту к ул. Димитрова) и «Курской» (от ул. Комарова к Цирку и площади Ленина, потом к Северному мосту и выезду в сторону Тамбова).

При этом стоимость реализации проекта выглядит, мягко говоря, нескромной. Так, по разным подсчетам, только на строительство первой очереди метро (от «Олимпика» до ВАСО) потребуется от 43 до 48 млрд руб.

Надо сказать, что буквально неделю назад Вадим Кстенин оценил перспективы строительства метро в Воронеже в ближайшие годы весьма невысоко: по его мнению, шансы получить федеральное софинансирование на реализацию проекта «составляют менее 50%».

Примечательно, что ранее от иностранной стороны ответственной компанией за строительство метро в Воронеже, согласно решению совместной российско-японской группы, являлась компания Nikken Sekkei Ltd. Однако на заседании коллегии Минтранса в конце января врио губернатора Александр Гусев сделал заявление, которое вполне можно расценить как недовольство активностью японских партнеров. В частности, глава региона обратился к участникам коллегии с предложением провести в рамках межправительственной комиссии «работу по организации взаимодействия с японской стороной», цель которой – привлечь к проектированию и строительству «метро» японские корпорации, обладающие «необходимым опытом и компетенциями».

Выходит, недовольство нынешним взаимодействием воронежских властей и японского бизнеса действительно имело место – что и привело к смене потенциального инвестора?..

Татьяна Омельченко