Просто «Сбер». Сбербанк представил самое масштабное обновление за всю свою историю

Сбербанк меняет название и параллельно значительно расширяет линейку небанковских продуктов для клиента, которые теперь объединены под общим брендом Сбер с новым логотипом. О наиболее масштабной трансформации руководители Сбера рассказали в ходе онлайн-конференции СберКонф, прошедшей в четверг, 24 сентября.

Вселенная сервисов

По словам Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк Германа Грефа, сегодняшний Сбер – это целая вселенная сервисов для жизни человека и бизнеса. Это – значительно больше, чем просто предоставление финансовых услуг – которые, несомненно, останутся важнейшей составляющей экосистемы и сохранятся под прежним брендом.

Претерпевший изменение логотип компании имеет свой смысл. Круглая форма означает фокус на потребностях клиента, а галочка – целеустремленность и ориентация на результат. В совокупности эти элементы приводят к сходству с часами, что также имеет свой смысл – за этот счет Сбер демонстрирует установку на экономию времени клиента, в том числе, за счет запуска новых продуктов и сервисов, значительно облегчающих жизнь использующих их людей и компаний. Разработка нового логотипа велась в 2017-2018 гг. – как раз когда Сбербанк впервые принял концепцию на превращение из банка в технологическую компанию.

Три в одном

Какие именно новые продукты и сервисы представили в рамках СберКонф?

В самом Сбере наиболее прорывным называют запуск первого в мире семейства голосовых ассистентов «Салют» – которое будет доступным не только на гаджетах, работающих на платформах IOS и Android, но и на уникальных устройствах, произведенных компаниями экосистемы Сбера.

Три помощника – Сбер, Джой и Афина имеют каждый свой темперамент, уровень компетенций, характер, привычки и мировоззрение. Например, помощник Сбер – очень технологичный и «продвинутый», Афина – помогает навести порядок в делах, «начитанная» и высокоинформативная, Джой – жизнерадостная и общительная, помогает решать бытовые вопросы. Вызвать каждого из них можно приветствием «Салют!» на устройстве. А если к приветствию добавить имя конкретного помощника, то выйдет именно он и поможет решить насущный вопрос – будь то запись на прием к косметологу, покупка еды, перевод денег, или более сложная задача – типа управления системами «умного дома», предоставление финансовых консультаций, и т. д.

Как отмечает CEO SberDevices Константин Круглов, ассистентов семейства «Салют» отличает высокий эмоциональный интеллект: благодаря продвинутой диалоговой платформе каждый персонаж способен поддерживать диалог в свойственной только ему манере.

Разработчики позволят внешним партнерам через платформу Smart Market добавлять новые навыки ассистентам, чтобы те могли учитывать предпочтения каждого конкретного пользователя. Ранний доступ к ней уже получили сеть ресторанов «Кофемания» и авиакомпания S7 Airlines.

Весь мир в одном устройстве

Семейство помощников будет автоматически интегрировано в новые устройства, произведенные SberDevices. Например, цифровую приставку для телевизора SberBox. За этот счет клиент сможет использовать не только мультимедийные возможности в виде просмотра видео или прослушивания музыки, но и организовать свой досуг, решив при этом многие бытовые вопросы. Любопытный момент: пользователь сможет дать указание ассистенту найти в интернет-магазинах понравившуюся вещь, промелькнувшую в том или ином фильме или сериале, и заказать ее. Для этого, правда, потребуется просматривать фильмы из кинотеатра Okko – еще одного продукта экосистемы Сбера.

Кроме того, приставка позволит прослушивать музыку через приложение СберЗвук или играть в мобильные игры на большом экране – управление будет осуществляться посредством смартфона.

Еще одно любопытное изобретение от SberDevices – SberPortal, который Сбер запускает на рынок вместо анонсированной ранее «умной» колонки. Данное устройство получило 10-дюйовый смарт-дисплей с премиальной акустикой, виртуальным ассистентом, сенсорным, голосовым и жестовым управлением. Здесь доступны десятки тысяч фильмов, сериалов и образовательных лекций в онлайн-кинотеатре Okko; игры, музыкальные клипы, фильмы, сериалы, спортивные трансляции, видео в интернете и цифровые ТВ-каналы; музыка от партнерского сервиса СберЗвук.

Кроме того, встроенные виртуальные помощники адаптируют контент под конкретного пользователя: если к нему, например, подойдет ребенок, он не сможет совершить банковские операции или посмотреть не предназначенные для детского возраста видео.

С помощью девайса можно управлять системами «умного дома», он распознает голосовые команды даже в условиях шума, кроме того, понимает отдельные жесты. При совершении видеозвонков интеллектуальная система позволит постоянно держать говорящего в кадре, даже если он передвигается по помещению.

Среди других любопытных новинок, представленных в ходе СберКонф – подписка СберПрайм, позволяющая клиенту бесплатно пользоваться основными продуктами экосистемы Сбера, экономя на этом до 20 тыс. руб. в год. В нее входят просмотр фильмов и прослушивание музыки, бесплатная доставка еды в СберМаркет, 30 Гб на облачном диске СберДиск, плюс скидки на многих других сервисах экосистемы.

Упомянутый СберДиск – тоже одно из новшеств. В отличие от продуктов конкурентов, он позволяет просматривать документы и медиа, хранящиеся на диске, и в оффлайн-формате, восстанавливать удаленные файлы, быстро обмениваться сохраненной информацией, и т. д. Кроме того, оплачивать его можно бонусами программы лояльности СберСпасибо.

В рабочем режиме

Как отметил в ходе пресс-конференции, прошедшей после СберКонф, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Лев Хасис, сегодняшняя трансформация – это результат тех изменений, что были заложены в новой концепции развития организации в 2017 г. Ее смысл – создать и взаимоувязать многочисленные сервисы (банковские и небанковские) в рамках клиентского опыта через единый ID, что позволит клиенту свободно перемещаться между разными элементами экосистемы.

Сегодня, отмечает руководитель, небанковские продукты в системе экономики Сбера занимают еще не столь значительную часть, но цель – добиться их доли в общей выручке на уровне 30%.

Изменение бренда, отметил Лев Хасис, приведет к постепенной трансформации офисов банка – но она не будет происходить одномоментно: планируется, что в новом оформлении они предстанут в течение 5-7 лет. Параллельно будет вестись и замена банкоматной сети – на место выводимых из оборота устройств придут новые, с голосовым управлением, с помощью которых можно будет не только провести те или иные финансовые операции, но и вызвать такси, заказать еду или воспользоваться любыми другими возможностями экосистемы Сбера.

По словам первого заместителя Председателя Правления ПАО Сбербанк Александра Ведяхина, также будет меняться и формат офисов банка. Например, в Москве 28 сентября презентуют первое такое отделение, где вообще не будет касс. Все операции в нем предстоит совершать с использованием интеллектуального оборудования – в том числе, и те, что предполагают снятие наличных средств.

Внутри отделения находится порядка 200 клиентских путей. Человек здесь может выпить кофе, открыть вклад, получить или отправить посылку, и т. д. Более того: если вы сдавали биометрические данные, то система определит вас прямо при входе в банк, и вы сможете совершать любые действия, будучи идентифицированными и находясь при этом в зоне обеспеченной безопасности технологических систем. В следующем году, говорит Александр Ведяхин, в каждом регионе России откроются по два-три подобных отделения. Их запуск планируется в областных центрах и крупных городах.

При этом, пообещал руководитель, в сельских населенных пунктах филиальная сеть как минимум не будет сокращаться – высокие технологии будут приходить и сюда. Кроме того, здесь будут продолжать искать и новые форматы работы с населением – такие как снятие наличных в магазинах через POS-терминалы или оплата таким же образом жилищно-коммунальных услуг.

Сбер всегда рядом

Говоря о представленных в ходе СберКонф технических новинках, исполнительный вице-президент Сбербанка Давид Рафаловский отметил, что Сбер запустил три главных высокотехнологических сегмента, основным из которых является семейство виртуальных ассистентов «Салют». В его основу был положен коммуникативный принцип, согласно которому к друзьям, которые нас окружают, мы обычно обращаемся с различными типами вопросов. Так и здесь – каждый из них будет выполнять свою функцию, выступая помощником для конкретных жизненных ситуаций. И, разумеется, собеседником.

Представленные же технические устройства призваны еще раз подчеркнуть тезис о том, что «Сбер всегда рядом». А всегда рядом – это и на кухне, и в автомобиле, и в детской комнате.

Кроме того, особо отметил руководитель и открытый доступ бизнесу любого масштаба к инструментам Smart Market, что должно особенно помочь небольшим компаниям и стартапам. Ведь данные инструменты позволяют создавать необходимые приложения даже без написания кодов.

Дадут ли впоследствии сами клиенты Сбера доступ этим компаниям к своим виртуальным ассистентам – покажет время. И – то, что конкретно попытаются предложить разработчики пользователям «Салюта».

Впрочем, интерес к такой возможности бизнес уже продемонстрировал – по словам Давида Рафаловского, только за 10 минут, прошедших после завершения СберКонф, к платформе присоединилось 400 новых разработчиков.

Юрий Бабаян