Слив не засчитан. Когда в Воронеже приведут в порядок ливневую канализацию?

Прошедшие текущим летом ливни, превратившие в настоящие озера и реки отдельные территории Воронежа, заставили опять задуматься: насколько справляется система ливневой канализации в городе с возложенными на нее задачами? Депутаты Воронежской городской Думы уже несколько раз заслушивали отчеты чиновников на эту тему, но способна ли горадминистрация решить проблему раз и навсегда?

А проблема, стоит отметить, для горожан – очень животрепещущая. Согласно данным социологических опросов, строительство ливневок видят важнейшей задачей при проведении работ по благоустройству без малого 40% воронежцев. И эта цифра однозначно показывает: проблему требуется решать срочно и – комплексно.

Здесь надо отметить: предпосылки для возникновения сегодняшней неприглядной ситуации были созданы не сегодня и не вчера. К примеру, при закладке воронежского водохранилища разработчики допустили технологические ошибки и не предусмотрели устройство очистных сооружений. На выходе мы имеем затопленную набережную после дождевых осадков и неприятных запах с акватории из-за сброса стоков. Правда, по словам руководителя городского управления дорожного хозяйства Олега Котова, узкое место городские власти уже учли, и теперь переустройство коллекторов и строительство очистных внесут в проект обновления Петровской набережной, чья концепция предусматривают модернизацию площади в 117 га.

О важности решения проблемы сброса стоков в водохранилище не раз заявлял председатель Воронежской городской Думы Владимир Ходырев. По словам руководителя, сегодня в столице Черноземья назрела необходимость создания комплексной программы по сохранению водохранилища и стабилизации процессов, возникающих после прохождения осадков. Хотя понятно, что на ее реализацию уйдут не год и не два, учитывая масштаб необходимых для проведения работ.

Как отмечает депутат муниципального парламента Владислав Новомлинский, в любой даже четко слаженной системе могут возникнуть форс-мажоры. В случае с ливневками – это выпадение 2/3 осадков от месячной нормы всего за 30 минут. И здесь важно понимать, как быстро город уже сегодня может отреагировать на возникшие обстоятельства и нейтрализовать последствия коллапса.

Для этого же, стоит заметить, необходимо проводить комплексную работу по учету и эксплуатации имеющихся систем, чтобы понимать, где имеются «узкие места», чреватые потенциальными подтоплениями.

С 2018 г. на территории Воронежа начало функционировать специально созданное предприятие по обслуживанию ливневой канализации «Городская дорожная служба». В ее структуре сосредотачиваются все геоданные расположенных в городе ливневок, которые хранятся в информационной системе. В обязательном порядке в базу вносятся сведения о протяженности, диаметре и материалах, из которых исполнены трубопроводы.

Общая длина городской ливневой канализации составляет 487 км. Из них только 213 км находятся в муниципальной собственности. Кроме того, на балансе города числятся шесть канализационно-насосных станций. В этой связи возникает еще одна проблема, оказывающая серьезное влияние на бесперебойность работы данного сектора городского хозяйства. 273 км ливневой сети являются бесхозяйными или ведомственными. При этом процедура перевода объектов в собственность Воронежа является не быстрой, хоть и проводится на постоянной основе.

Процесс развития сети ливневой канализации осложняется еще и тем, что в него в обязательном порядке вовлечены строительные организации. Их участие обусловлено выполнением работ по реконструкции и строительству дорог.  На стабильную работу ливневой сети влияет и активное строительство высотных домов. Их нередко возводят на территории частного сектора, под нужды которого в свое время рассчитывали совсем иную нагрузку на ливневые и хозфекальные канализации. Кроме того, в городе растет площадь асфальтового покрытия, что само по себе затрудняет процесс впитывания осадков в землю.

Не надо забывать и про незаконные врезки хозфекальной канализации в ливневки. Не так давно этой теме уделили особое внимание в ходе заседания комиссии гордумы по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству.

Здесь надо напомнить о существовании запрета на любое сообщение ливневых и бытовых канализаций. Это недопустимо по определению, поскольку поступающие в очистные сооружения с городских улиц стоки смешиваются в таком случае с нефтепродуктами и убивают микроорганизмы, способные переработать нечистоты. В случае с Воронежем из-за таких недобросовестных подходов серьезно страдает воронежское «море». Опять же всего 30% города охвачены ливневой сетью. Вместе в тем, в водохранилище поступают стоки по 112 выпускам ливневки. В том числе и поэтому вода здесь цветет и источает зловоние.

В свою очередь, такая ситуация является препятствием для старта масштабных работ по оздоровлению искусственного водоема. Как отметила начальник отдела организации природоохранных мероприятий управления экологии горадминистрации Татьяна Шахова, реализация нацпроекта по экологии станет возможным, когда решатся коммунальные сложности. В частности, появятся необходимые очистные сооружения.

И еще один момент, который требуется решить для прекращения подтоплений в результате выпадения большого количества осадков, – это организация ливневой канализации в межквартальных и междворовых проездах. По словам депутата муниципального парламента Олега Черкасова, территории могут включить в план реконструкции, в случае если они учтены в кадастре.

Как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, в начале августа председатель профильной комиссии Воронежской городской Думы Александр Сысоев предложил обозначить необходимые условия, способствующие приведению в порядок ливневой сети в Воронеже. Он подчеркнул, что следует четко понимать сколько потребуется времени на проектирование и возведение очистных сооружений, в том числе предусмотреть этапы достижения поставленных целей.

— Чтобы стало присутствовать понимание у граждан, что мы делаем, как депутаты, чтобы решить задачу через пять или может десять лет, но главные точки нужно наметить сейчас, — прокомментировал парламентарий.

Как итог – распутать клубок канализационных проблем позволит только комплексная и слаженная работа всех задействованных в этом процессе структур. Конечно, процедура это далеко не быстрая, требующая ряда согласований и серьезного финансирования. Но главное – вектор задан и город ждут планомерные изменения и создание качественной системы по ликвидации стоков.

Справка

Согласно результатам опроса независимой социологической службы «Ваше мнение», 39,4% воронежцев посчитали, что в 2021 г. городские власти при определении расходов на благоустройство должны заложить финансирование, прежде всего, на обустройство ливневой канализации. Далее по приоритетности идут расходы на создание парковочных мест и появление спортивных площадок во дворах – 32,9 % и 32,8% опрошенных соответственно.  Следующими статьями расходов, куда по мнению горожан, должны вложить бюджетные деньги, являются ремонт и строительство тротуаров, внутриквартальных дорог и установка детских площадок (31,3%, 29,4% и 26,3% соответственно).

Юлия Тремба

Это интересно