Сбербанк намерен повысить доверие россиян к системе страхования

Как развить сферу страхования настолько, чтобы россияне начали активно пользоваться профильными продуктами в разных сферах жизни? Были готовы позаботиться о рисках, связанных не только с недвижимостью или автомобилем, но и другими, не менее важными, аспектами – здоровьем, пенсионными накоплениями, ценной техникой. О том, какие принципиально новые страховые продукты готовы предложить своим клиентам Сбербанк рассказали на пресс-конференции старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова и директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка Катрин Соомре.

Рост во время пандемии 

По оценке Натальи Алымовой, финансовые результаты работы блока по итогам второго квартала 2020 г. значительно превосходят уровень предыдущего года. Так, операционный доход достиг 29 млрд руб., обеспечив 5,6% от общего операционного дохода Группы Сбербанк (по данным консолидированной отчетности банка по МСФО). Совокупные активы под управлением, пенсионные накопления и активы страхового бизнеса Сбербанка выросли за апрель-июнь 2020 года на 6% и достигли почти 1,6 трлн рублей.

Примечательно, что почти в 10 раз увеличилась доля продаж блока в каналах онлайн – с 2,8% по итогам первого полугодия 2019 г. до 19,4% по состоянию на конец июня 2020 г. Если говорить об абсолютных цифрах, в дистанционных сервисах продажи профильных продуктов за полгода достигли 4,3 млрд руб. Как раз одним из основных позитивных факторов, определивших подобный рост, стала пандемия коронавирусной инфекции: подавляющее большинство клиентов перешло на обслуживание в онлайн. Банк оказался готов к подобному запросу: в настоящий момент дистанционно доступны к оформлению все рисковые страховые продукты компаний «Сбербанк страхование» и «Сбербанк страхование жизни», договоры индивидуального пенсионного плана (ИПП) компании НПФ Сбербанка и большая часть продуктов «Сбербанк Управление Активами».

Например, в приложении «Сбербанк Онлайн» пользователь может самостоятельно вложить средства в любой из 18 открытых паевых инвестиционных фондов (ОПИФ), индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) с готовой стратегией или пять готовых инвестпортфелей – каждый из них составлен с учетом риск-профилей заказчика.

– В июне клиенты оформили онлайн 49% от общего количества договоров ИПП, 10% договоров ИИС, 65% ОПИФ и 25% от всех продуктов УК. При этом доля онлайн-продаж рисковых кредитных и коробочных страховок выросла с 5% в июне 2019 года до 16% в июне 2020 года, – подчеркнула Наталья Алымова. – В целом доля онлайн-продаж блока выросла примерно в 10 раз – почти до 20%.

Минус, который в плюс 

Старший вице-президент Сбербанка подробно рассказала о деятельности компаний «Сбербанк страхование» и «Сбербанк страхование жизни». По ее словам, второй квартал 2020 г. оказался весьма успешным для основного страховщика: организация смогла обеспечить сборы на уровне 9,2 млрд руб., выплатив 902 млн руб. (с ростом на 59%). Для «ССЖ» ситуация была менее обнадеживающей: сборы снизились до 46,3 млрд руб. (с падением на 40%), а выплаты, напротив, увеличились до 19,5 млрд руб. – с «плюсом» в 40%.

Наталья Алымова обратила внимание на тот факт, что Сбербанк ожидает роста убыточности данных направлений. Причина проста: банк сознательно принимает меры для того, чтобы клиенты чаще обращались за выплатами и, как следствие, уровень доверия к отрасли повышался.

– Мы будем наращивать убыточность, – подчеркнула руководитель блока «Управление благосостоянием». – Мы хотим, чтобы клиенты обращались к нам чаще, и, как бы странно это ни прозвучало, мы специально упрощаем процессы урегулирования, следим за этим показателем и планируем, что убыточность продуктов рискового страхования у нас будет расти.

Удовлетворить самые различные потребности клиентов компаний блока  «Управление благосостоянием» Сбербанка рассчитывают и с помощью диджитализации. Например, действовавшая в блоке программа по страхованию жилья благодаря разработке нового продукта перешла на базу онлайн-конструктора: используя его, пользователи имеют возможность самостоятельно выбирать подходящие условия для продукта защиты. Раньше в продукте было только три опции, а теперь их количество расширили. По словам Катрин Соомре, при этом клиенты получили возможность застраховать дачу, апартаменты и даже отдельные постройки на загородном участке.

– Страховая сумма в обновленном продукте варьируется от 900 тыс. руб. до 2,9 млн руб. – ее при желании можно распределить между несколькими объектами, – добавила руководитель дивизиона.

Защита для фотоаппарата и квадрокоптера 

Кроме того, для клиентов подготовили целую серию новых продуктов. Так, в мобильном приложении Сбербанка начал действовать маркетплейс, в котором можно оформить полис ОСАГО у одного из девяти страховщиков. Как подчеркнула Катрин Соомре, по планам на этой же площадке до конца года появится возможность заказать и полис КАСКО – в перспективе Сбербанк рассчитывает подготовить и собственные брендированные продукты данной категории.

– Для пользователей система очень удобна: в рамках общей площадки можно рассчитать и сравнить стоимость договора ОСАГО в нескольких компаниях, выяснить свой коэффициент аварийности и уточнить размер скидки за безаварийную езду. Кроме того, вводить персональные данные не нужно: поскольку авторизация производится через Сбербанк ID, при оформлении полиса пользователю предоставляется предзаполненная форма, – отметила директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка. – В будущем мы намерены настраивать работу маркетплейса так, чтобы предлагать клиентам полисы автострахования именно в тот момент, когда возникает потребность либо оформить, либо продлить договор.

Еще одно новое предложение банка касается возможности застраховать любимые вещи. Речь в данном случае идет не только о недвижимости или ставшим «родным» автомобиле, но и о любых ценностях – от спортивного снаряжения до дорогой техники. Например, клиенты получать возможность обезопасить себя от рисков, связанных с кражей или порчей квадрокоптеров или доски для сноуборда, ноутбука или премиального смартфона – ограничений по выбору объекта страхования в данном случае немного.

По словам Натальи Алымовой, для оформления страховки необходимо воспользоваться сервисом «Сбербанк Онлайн». Клиент может просто загрузить фотографию своей ценности и чек, полученный при ее покупке – это позволит сотрудникам банка уточнить стоимость предмета. Затем необходимо выбрать интересующий период страхования – от 14 до 31 дня или на год. Уникальность продукта состоит в том, что он открывает перед клиентом возможность обезопасить себя от порчи или кражи своей ценности даже на небольшое время – скажем, при поездке в отпуск.

Татьяна Омельченко