Вернуться на рельсы: Японцы спроектируют для Воронежа линии скоростного трамвая или метро

Одним из проектов, реализованных в ходе российско-японского сотрудничества по повышению комфортности городской среды, может стать возвращение в Воронеж рельсового транспорта. О масштабном строительстве скоростного трамвая или легкого метро речи пока не идет – стороны лишь договорились разработать концепцию развития транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Воронеж-1». Об этом сообщил исполняющий обязанности мэра Воронежа Вадим Кстенин во время встречи с губернатором Алексеем Гордеевым 11 апреля.

По данным представителя городской администрации, концепция, помимо ТПУ, будет включать редевелопмент прилегающих территорий и возведение первой очереди рельсового транспорта – данные линии свяжут Коминтерновский район с центром и ул. Остужева, для чего планируется задействовать существующую инфраструктуру Северного моста.

– При этом японской стороной будет разработана концепция развития ТПУ с технико-экономическим обоснованием, а муниципалитетом – технико-экономическое обоснование строительства рельсового транспорта, проходящего через ТПУ, – сказано в сообщении пресс-центра правительства региона.

Информации об ориентировочной стоимости разработки концепции, как и о сроках ее подготовки, не приводится. Равно неизвестно и то, за счет каких средств проект может быть реализован в перспективе – понятно, что для городского и даже областного бюджета строительство столь дорогой инфраструктуры окажется непосильным, а будет ли заинтересован в создании рельсового транспорта в Воронеже федеральный центр пока сказать сложно.

Как сообщал «Обозреватель.Врн», в 2016 г. столица Черноземья и Владивосток были выбраны в качестве мегаполисов для реализации пилотных проектов российско-японского сотрудничества по вопросам формирования комфортной городской среды. Соглашение, благодаря которому жизнь в Воронеже в перспективе должна стать удобнее и современнее, было подписано представителями Минэкономразвития и министерства экономики, промышленности и торговли Японии в начале ноября 2016 г.

Сотрудничество охватывает пять направлений, которые оказывают значительное влияние на качество городской среды. Речь идет о борьбе с пробками на дорогах, строительстве так называемого «умного жилья» с применением энергосберегающих технологий, организации системы утилизации мусора, а также создания проектов транспортно-ориентированного развития и обновления трубопроводов без разрытия траншей. Каждая из этих инициатив прорабатывается специалистами: первый демонстрационный SmartWellness-дом планируется возвести на участке Воронежского архитектурно-строительного университета (входит в состав единственного в городе опорного вуза) к лету 2017 г., а методику рекультивации трубопроводов предложено опробовать на участке в Советском районе. Кроме того, известен участок, на котором планируется протестировать интеллектуальную систему управления дорожным движением – в качестве пилотной зоны выбран Московский проспект. До конца августа на 10 перекрестках магистрали с другими улицами установят 145 светофоров, которые свяжут в единую «умную» систему управления. По прогнозам авторов разработки, внедрение системы «позволит снизить загрузку участка дороги на 20%».

Если планы по созданию рельсового транспорта в Воронеже также будут реализованы – во что хотелось бы верить – то город в перспективе действительно может надеяться на избавление от километровых пробок. Единственный вопрос – в угоду чему надо было уничтожать трамваи, работавшие в областном центре десятилетиями?

Татьяна Омельченко