Поставят на рельсы: Воронежские чиновники рассказали японской делегации о планах по строительству метро
Представители администрации Воронежа презентовали прибывшим в столицу Черноземья участникам японской делегации предварительные планы по организации скоростного рельсового транспорта в областном центре. Об этом сообщил корреспондент «Обозреватель.Врн», присутствовавший на встрече с иностранными специалистами в среду, 23 августа.
На стыке старого и современного
В ходе первого дня визита члены делегации встретились с главой Воронежа Александром Гусевым. Также они осмотрели площадки, где в перспективе могут быть реализованы совместные российско-японские проекты – полигон твердых бытовых отходов и отданный под реновацию участок неподалеку от Московского проспекта, возле которого в будущем может пройти одна из веток метро или скоростного трамвая.
Представители японской стороны оценили проект по развитию застроенного квартала напротив Центрального автовокзала: территории, ограниченной ул. 45-й Стрелковой дивизии – ул. Славы – пер. Ракетный – Московским проспектом. Реновацией ветхого жилья на данном участке занимается структура группы компаний «Развитие» депутата Воронежской облдумы Сергея Гончарова (фракция «Единая Россия»). Собственно, весьма выгодное расположение квартала стало одной из причин, по которой чиновники мэрии выбрали именно эту площадку для демонстрации зарубежным коллегам. Так, на границе с застроенной территорией уже возведен новый дом – ЖК «Ракетный» – квартиры в котором, в том числе, получают горожане, переселяющиеся из примыкающего ветхого жилфонда, определенного под снос. В итоге картинка реновации получается весьма наглядной. Но эта причина не единственная.
– В случае, если решение о строительстве скоростного рельсового транспорта в Воронеже будет принято, данный квартал окажется в непосредственной близости от одной из веток, – пояснил корреспонденту «Обозреватель.Врн» и.о. руководителя управления строительной политики горадминистрации Владимир Пешков. – Эта территория подходит под реализацию принципов транспортно-ориентированного девелопмента, который нам предложили японские специалисты.
По словам представителя мэрии, Центральный автовокзал, расположенный на противоположной стороне Московского проспекта от отданного под реновацию квартала, в перспективе может стать площадкой для создания транспортно-пересадочного узла. Проще говоря: сюда будут подъезжать пригородные и внутригородские автобусы, пассажиры которых смогут пересесть на нужное направление рельсового транспорта.
Метро или трамвай?
Что же именно планируется построить в Воронеже (при благополучном стечении обстоятельств, конечно): метро или скоростной трамвай? Однозначного ответа, по словам Владимира Пешкова, пока нет: все будет зависеть от результатов подготовленного специалистами технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.
– Контракт на разработку ТЭО уже заключен: специалистам ООО «Киносарг» предстоит оценить пассажиропоток, объем необходимых инвестиций и срок окупаемости, предложить схему организации метро или скоростного трамвая. Эксперты должны проанализировать, какой вариант рельсового транспорта нам подходит – всего их около десятка. Завершить подготовку этой документации планируется до конца года, – рассказал глава управления строительной политики.
Пока предложение разработчиков – для которого и разрабатывается ТЭО – включает три очереди строительства. Всего концепция предусматривает организацию трех веток: из Северного микрорайона по Московскому проспекту в центр города, по центральной части и на левый берег – в направлении магазина Metro. В рамках первой очереди, по словам чиновника, рассматривается возможность организации участков двух веток (в том числе по Московскому проспекту). На отрезке ориентировочной протяженностью 20 км планируется создать 18 станций. Правда, эти цифры – только предварительные, в процессе разработки проекта они могут измениться.
Как раз ТЭО в данном случае можно назвать «краеугольным камнем» всего проекта рельсового транспорта: на основе приведенных в документах данных и будет приниматься решение о реализации задумки или отказе от нее.
– ТЭО даст нам четкое понимание целесообразности проекта, в том числе и относительно его стоимости. Естественно, строительство метро или скоростного трамвая потребует огромных затрат, потянуть которые муниципалитету даже при поддержке регионального бюджета не под силу, – пояснил Владимир Пешков. – Если решение будет принято, потребуется заявляться и на федеральном уровне – а чтобы рассчитывать на финансирование, мы должны показать конкретные параметры проекта.
Как сообщал «Обозреватель.Врн», в 2016 г. столица Черноземья и Владивосток были выбраны в качестве мегаполисов для реализации пилотных проектов российско-японского сотрудничества по вопросам формирования комфортной городской среды. Соглашение было подписано представителями Минэкономразвития РФ и министерства экономики, промышленности и торговли Японии в начале ноября 2016 г. Сотрудничество охватывает пять направлений, которые оказывают значительное влияние на качество городской среды. Речь идет о борьбе с пробками на дорогах, строительстве так называемого «умного дома» с применением энергосберегающих технологий, организации системы утилизации мусора, а также создания проектов транспортно-ориентированного развития и обновления трубопроводов без разрытия траншей.
Несколько проектов в рамках российско-японского сотрудничества уже реализуются: специалисты водоканала используют современный вариант санации трубопровода на участке в Советском районе, а на 24 августа запланировано открытие первого демонстрационного «умного дома» на ул. 20 лет Октября, на участке архитектурно-строительного университета (входит в состав единственного в городе опорного вуза). Пополнит ли этот список и организация скоростного рельсового транспорта?
Татьяна Омельченко