Престиж под угрозой?: Власти оценили, во сколько Воронежской области обошлись «обманутые дольщики»

На решение проблемы «обманутых дольщиков» – а их в Воронежской области после череды банкротств застройщиков насчитывалось около 4,5 тыс. – регион потратил около 12 млрд руб. То есть в среднем на каждого пострадавшего было выделено порядка 2,67 млн руб. Такую статистику привела председатель комитета Воронежской облдумы по ЖКХ, энергетике и тарифам Татьяна Головачева на профильных парламентских слушаниях в среду, 26 июля.

Куда же ушла столь значительная сумма? Во-первых, на достраивание брошенных объектов. По данным руководителя департамента строительной политики региона Олега Гречишникова, в 2009-2010 гг. в регионе официально признали проблемными 28 многоквартирных домов. В течение следующих пяти лет 22 законсервированных объекта достроили другие – на этот раз добросовестные – компании. Дольщикам, вложившим деньги в возведение еще шести домов, завершить которые по каким-то причинам не удалось, квартиры предоставили привлеченные властями компании-инвесторы.

Понятно, что эти инвесторы действовали не из одной лишь доброты душевной – их затраты компенсировались различными способами. В разные годы девелоперы получали значительные преференции: им бесплатно предоставлялись земельные участки (площадь наделов определялась в зависимости от понесенных на квартиры для дольщиков расходов), давались льготы по оплате аренды за пользование госземлями и даже возмещались затраты напрямую из бюджета.

Впрочем, надо признать, что эти деньги не были потрачены даром: по словам Олега Гречишникова, в настоящее время проблема «обманутых дольщиков» для Воронежской области неактуальна. Так, в 2016 г. квартиры предоставили 20 жителям региона, относившимся к этой категории, а на сегодняшний день в реестре пострадавших остаются еще 25 человек.

Логично, что тратить каждый раз огромные средства на выполнение обязательств перед клиентами обанкротившихся застройщиков власти не хотят. Предотвратить повторение подобных случаев призван новый закон – «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков». Пока документ формально не утвержден: хотя 20 июля Госдума приняла законопроект в третьем чтении, а 25 июля его одобрили в СовФеде – теперь он передан на подпись президенту России. Новый закон предполагает целы ряд кардинальных мер для застройщиков, использующих средства дольщиков. Так, эти компании должны соответствовать массе квалификационных требований и не иметь долгов по кредитам, плюс к тому – обладать значительными финансовыми ресурсами. Например, собственные средства застройщика на счетах в банке должны составлять не менее 10% от общей суммы возведения объекта. И этот список далеко не полный.

– Данный механизм значительно повышает прозрачность строительного рынка и снижает риски для дольщиков, – заверил руководитель департамента.

Правда, представители строительного сообщества и муниципальной власти с Олегом Гречишниковым не согласились. Так, и.о. вице-мэра Воронежа по градостроительству Артур Кулешов сослался на мнение некоторых экспертов, согласно которому вступление нового закона в силу приведет к сокращению количества застройщиков, работающих с дольщиками.

– Сегодня в Воронежской области насчитывается 51 компания, привлекающая средства граждан при строительстве жилых домов. Если не все эти организации смогут в 2018 г. продолжить такую работу, то хотелось бы настоять на альтернативе для них: раз нас подталкивают к тому, чтобы строительство велось не за счет граждан, давайте предоставлять другие реальные источники!

В числе возможных вариантов чиновник назвал предоставление застройщикам дешевых кредитных ресурсов.

– Думаете, строителям хочется мучиться с гражданами? Были бы у них серьезные оборотные средства или возможность взять кредит под 3% – и строили бы! – эмоционально заявил Артур Кулешов.

Плюс к тому и.о. вице-мэра призвал «потребовать в Минфине и Минэкономразвитии РФ», чтобы государство поддержало строительный бизнес – например, дав отсеченным от работы с дольщиками организациям возводить социальные и инженерные объекты.

– Применительно к Воронежу – давайте метро начнем строить! Немного нам сейчас денег надо для старта – зато какое поле для дальнейшей деятельности у нас появится! – высказался чиновник.

Участники слушаний с представителем горадминистрации, правда, и не спорили – лишь улыбнулись при упоминании проекта метро, давно ставшего в Воронеже почти притчей.

Куда менее эмоционально высказался и председатель «Союза строителей Воронежской области» Владимир Астанин (в недавнем прошлом – предшественник Артура Кулешова на посту «строительного» вице-мэра).

– Реализация данного закона способна дестабилизировать ситуацию в отрасли, привести к ограничению конкуренции и снижению предложения на рынке долевого строительства, – подчеркнул эксперт. – Мне поручено выразить обеспокоенность со стороны представителей строительного сектора.

И – добавил, что объем возводимого жилья является одним из пунктов при оценке эффективности деятельности глав регионов.

– Мы насчитали 16 пунктов, по которым необходима дополнительная проработка – иначе в недалеком будущем мы окажемся в ситуации коллапса, – резюмировал Владимир Астанин.

На фоне предыдущей реплики представителя застройщиков этот вывод прозвучал особенно весомо.

Впрочем, даже если изменения в законопроект действительно будут внесены, то произойдет это не раньше января 2018 г. – момента, когда он (в случае утверждения президентом РФ) вступит в силу. А до этого времени чиновникам, депутатам и строителям необходимо выработать предложения по корректировкам. Хотя возникает вопрос: примут ли их к сведению те, кто будет утверждать указанные корректировки?

Татьяна Омельченко