Себестоимость перевозки одного пассажира в маршрутном автобусе в Воронеже оценили в 34 рубля

Фото: архив «Обозреватель.Врн»

В декабре в Воронеже повысили стоимость проезда в общественном транспорте: при оплате банковской картой одна поездка теперь обходится в 26 рублей, а при расчете наличными – в 28. Много это или мало? Споры не утихают до сих пор.

Но для сравнения себестоимость перевозки одного пассажира в маршрутных автобусах МКП «Воронежпассажиртранс» составляет 34,4 рубля. И это расчеты лишь за 2021 год. Они опубликованы в отчете городской Контрольно-счетной палаты (КСП). Ревизоры относительно недавно раскрыли ключевые показатели муниципального перевозчика и обозначили болевые точки на заседании в Воронежской городской Думе.

Корреспондент «Обозреватель.Врн» постарался разобраться, почему электротранспорт остается, мягко говоря, не эффективным, сколько «Воронежпассажиртранс» зарабатывает за год и сколько тратит.

Из чего складывается стоимость?

Раз уж мы заинтриговали вас суммой, в которую оценивается себестоимость одной поездки, то давайте сразу разберем, из чего эта цифра складывается. Опираемся на данные муниципального перевозчика. Треть (30%) всех расходов «Воронежпассажиртранса» при организации перевозок приходится на зарплаты.  В компании, по последним открытым данным, трудоустроены 377 водителей автобусов. Всего в штате, к слову, 764 человека. Средняя зарплата в 2021 году составляла 26,9 тыс. рублей.

Фото: пресс-служба мэрии Воронежа

Значительную долю (20%) в себестоимости поездки занимают расходы на горючее. За счет новых лизинговых ЛиАЗов удалось сократить использование дизельного топлива, но увеличились соответственно расходы метана. К слову, траты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в 2021 году равнялись всего 3%.

– Если ориентироваться на озвученную себестоимость, то у нас автобусные перевозки являются убыточными. Чем больше становится парк транспорта, тем больше на него затраты. И есть опасения, что убытки будут расти. Сегодня в городском бюджете кроме субсидий на оплату лизинговых платежей другой поддержки не предусмотрено, – акцентировал внимание председатель постоянной комиссии по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Воронежского городской Думы Дмитрий Крутских.

По словам парламентария, каждый год затраты на обслуживание автобусов увеличиваются параллельно росту возраста транспорта. Если на поддержание в должном состоянии новой машины хватит и 15 тысяч рублей в месяц, то спустя всего 12 месяцев уже нужно 50 тысяч.

– Хочу обозначить, что это угроза для дальнейшей работы предприятия, – сказал Дмитрий Крутских.

В целом картина складывается следующим образом: «Воронежпассажиртранс» за неполный 2021 год заработал 538,3 млн рублей. Для сравнения в 2019-ом – 359,4 млн. Израсходовал – 559,6 млн рублей, а в 2019-ом – 433,3 млн. Рост и тех, и других показателей за прошлый год ревизоры связывают с обновлением подвижного состава. Ведь в последние суммы, например, включены субсидии из областного и городского бюджетов на покупку автобусов.

– По сравнению с нашими прошлыми проверками нас порадовала положительная динамика на этом предприятии. При том что «Воронежпассажиртранс» потерял большую строку доходов – по опорам. Это примерно минус 60 млн рублей.  Конечно, нужно изыскивать дополнительные источники, – подчеркнула председатель Контрольно-счетной палаты города Елена Литвинчук.

Речь идет о предоставлении опор контактной сети для размещения оптоволоконного кабеля. Еще в 2020 году по требованию антимонопольной службы тариф пришлось снизить с 600 до 30 рублей. Своего добились операторы связи. Правда, и МТК им не сильно противостояла: момент для подачи кассационной жалобы просто пропустили. Дополнительные средства также сейчас удается получать за счет рекламы в общественном транспорте и за счет сдачи в аренду некоторого муниципального имущества.

 «Рогатые» на грани исчезновения

«Воронежпассажиртранс», согласно заключенному с городским управлением транспорта контрактом, также должен выпускать на линии каждый день 47 троллейбусов, еще семь машин необходимо держать в резерве на экстренный случай. Однако в парке муниципальной компании всего 48 машин такого вида – 15 из них на момент проверки КСП были неисправны. Некоторые (если говорить точнее – три машины) до такой степени, что их уже готовили к списанию.

Стоит ли удивляться, что на маршруте №4 воронежцам вряд ли посчастливится встретить «рогатого»? Сам генеральный директор МТК заявил о невозможности работы данного направления в связи с его убыточностью. Такие дела.

Фото: архив «Обозреватель.Врн»

В 2020 и 2021 годах электротранспорт предприятия совершил 203 тыс. рейсов (47% от плана). Большую часть времени троллейбусы простаивали из-за «высокой степени износа». Проще говоря, они не могли работать. Доходило до того, что на те же поломки навигационной системы не обращали внимания – лишь бы ездил. Но вот с вышедшим из строя пневматическим оборудованием долго не поработаешь.

Если вас поразили расчеты от МКП «Воронежпассажиртранс» стоимости перевозки одного пассажира в маршрутных автобусах (напомним – чуть больше 34 рублей), то… готовьтесь удивляться дальше. Один пассажир троллейбуса обходится в итоге в 67 рублей! Возможно, это связано с тем, что всего за 2021 год на этом виде транспорта перевезли около тысячи пассажиров. В 2017 году было ровно в четыре раза больше. Горожане, понимая, насколько нестабильны троллейбусы, выбирают альтернативные автобусные маршруты.

Депутаты Воронежской городской Думы обратили внимание на то, что исключительно приобретением новых машин проблему с электротранспортом в городе не решить. Необходимо воссоздавать полноценную инфраструктуру для проекта. Например, существующая сеть питания не готова работать с новыми видами машин.

Так, Артем Рымарь предложил рассмотреть опыт Москвы: в столице сейчас активно используют электробусы. Однако не все парламентарии согласились с его видением, по их словам, подобная практика приведет лишь к росту трат, но не обеспечит стабильность транспортной системы.

Вице-спикер воронежской Думы Олег Черкасов в итоге поручил профильной парламентской комиссии подготовить систематизированный план, в котором по пунктам были бы расписаны болевые точки и предложения по реформированию работы МКП «Воронежпассажиртранс», в том числе троллейбусного парка.

Петр Соболев