Дело за инвестором: Окупаемость 38 млрд руб. на проект «легкого метро» в Воронеже глава региона Александр Гусев оценил в 10 лет

Ориентировочная стоимость реализации проекта по созданию легкорельсового метро (или скоростного трамвая) в Воронеже составит 45 млрд руб. При этом львиную часть вложений – около 38 млрд руб. – будущий инвестор сможет окупить уже в течение первых десяти лет работы сервиса. Об этом заявил врио губернатора Александр Гусев в четверг, 16 августа.

По словам главы региона, взаимопонимание с японской стороной налажено, а в настоящее время ведутся расчеты относительно будущего финансирования проекта – в каких долях затраты распределят между собой российский бюджет и иностранный инвестор.

– Мы продолжаем работать. Следующая задача – получить поддержку Минтранса РФ, такой шаг мы сделали. Предварительная оценка перспективности проекта – положительная, – подчеркнул Александр Гусев. – Мячик на нашей стороне, нужно все обосновать.

Таким образом, анонсированные затраты в сумме 45 млрд руб. укладываются в «дельте» от 43 до 48 млрд, которую эксперты приводили ранее. В качестве компании, которая заинтересовалась воронежским инфраструктурным проектом, еще весной называлась Marubeni Corporation – одна из пяти крупнейших многопрофильных корпораций Страны Восходящего солнца. Однако пока окончательное решение по привлечению именно этой организации в качестве инвестора для прокладки «метро» в столице Черноземья не озвучивается.

Впрочем, и более конкретные параметры концепции по созданию метро в Воронежа планируется обсудить на заседании российско-японской группы в конце августа. Параллельно специалисты готовят необходимое технико-экономическое обоснование для проекта легкорельсового транспорта в столице Черноземья. Не исключено, что документ будет представлен на суд представителей власти и экспертного сообщества уже в сентябре 2018 г.

Отметим, что идея строительства в Воронеже метро или системы альтернативного рельсового транспорта обсуждается не первый год. Однако в конце 2016 г. концепция получила новую жизнь, став одним из направлений двустороннего сотрудничества России и Японии по развитию комфортной городской среды. Проект даже дошел до стадии визуализации: в ходе визита японской делегации в конце августа 2017 г. иностранным партнерам продемонстрировали эскизы будущих веток метро. Как раз эти предложения легли в основу задания для подготовки технико-экономического обоснования, контракт на разработку которого (почти за 12 млн руб.) горадминистрация заключила с ООО «Киносарг».

Со своей задачей проектировщики справились: концепцию будущего «метро» в ноябре 2017 г. представил директор ООО «Киносарг» Игорь Березин. Предполагается, что система будет состоять из трех линий: «Авиазаводской» (от спорткомплекса «Олимпик» через Московский проспект и ул. Плехановская к ул. 20-летия Октября и метромосту рядом с ВОГРЭСовским мостом), «Семилукской» (от ул. 9 Января к вокзалу «Воронеж-1», затем по Чернавскому мосту к ул. Димитрова) и «Курской» (от ул. Комарова к Цирку и площади Ленина, потом к Северному мосту и выезду в сторону Тамбова). При этом стоимость реализации только первой очереди проекта оценивалась в сумму от 43 до 48 млрд руб.

Примечательно, что ранее от японской стороны ответственной компанией за строительство метро в Воронеже была компания Nikken Sekkei Ltd. Однако на заседании коллегии Минтранса в конце января врио губернатора Александр Гусев обратился к участникам коллегии с предложением провести в рамках межправительственной комиссии «работу по организации взаимодействия с японской стороной», цель которой – привлечь к проектированию и строительству «метро» японские корпорации, обладающие «необходимым опытом и компетенциями». В итоге в середине апреля министр транспорта РФ Максим Соколов заявил об интересе к проекту со стороны Marubeni Corporation. По словам федерального чиновника, спектр интересов японской корпорации не ограничивается только проектом воронежского «метро» (или высокоскоростного трамвая): инвесторы «рассматривает возможность участия в развитии портов, аэропортов и наземного транспорта на территории России».

Татьяна Омельченко