Побеждает тот, кто думает

Самые слабые программы оказались не востребованы избирателями

Не случилось сюрпризов на этих выборах – и слава Богу. Все-таки сейчас не самый лучший момент для кардинальных перемен в обществе, особенно если никто и не предлагал хоть сколько-нибудь четкого и внятного плана этих перемен. Лозунги – это не программы, это просто слова, за ними ничего нет. А программы – это профессионально разработанные и тщательно просчитанные действия на обозримый период времени. У кого такая программа оказывается  в наличии, тот и побеждает. По-моему, все справедливо.

Коммунисты не признали итоги выборов на федеральном уровне, их воронежские коллеги прислушались к старшим товарищам и не признали их на местном. Но и это не может повлиять на легитимность итогов голосования. Если полюбопытствовать, в сети можно легко найти сведения о том, что коммунисты каждый раз не признают итогов голосований. Они всегда недовольны тем, что побеждает другая партия. Так было и в предыдущие периоды, стоит только заглянуть в историю выборного процесса в новейшей истории России. Правда, потом это ярое непризнание как-то сходит на нет, и обиженные коммунисты, не выражая особого протеста, занимают свои места в Думе и охотно получают там зарплату. И так до следующего витка…

По мне, так коммунистам обижаться не на что и не на кого, они и так добились неплохого результата. Причем, это им ничего не стоило. Видимо, их расчет был на то, что кризис, вызванный ковидной пандемией, насколько испугал людей, настолько обнажил их страх перед непонятным будущим, что все эти эмоции сами по себе трансформируются в общественный протест и бурю негодования. То есть, можно уже ничего и не делать… Просто поймать попутный ветер. Но нет, политическая эйфория теперь не проходит. Если товарищи хотели результата, надо было работать, засучив рукава. Не предлагать неактуальные лозунги вроде возвращения к бесплатной медицине, а разрабатывать и до копейки просчитывать реформу здравоохранения, которая могла бы привести к такому результату. Вносить такой проект в Думу и на всенародное обсуждение. Но это сложно, это требует не только политической воли и смелости, но и больших мозгов, усилий, нервов. Коммунистам на будущее урок: россияне уже не верят словам. Они верят построенным школам и детским садам, новым ФАПам и дорогам. Это – материально. Материальному веры больше.

То, что в новой Думе появится еще одна партия — «Новые люди» — говорит о том, что запрос на обновление в обществе есть. И состав «Единой России», кстати,  обновится практически наполовину. А вот идеологическая невнятность становится серьезным препятствием для получения представительства в высшем органе государственной законодательной власти. ЛДПР даже на своих баннерах не всегда снисходила до формулировки своей партийной позиции – просто ЛДПР и красная галочка. Не проходит, господа либералы, политическим снобизмом  попахивает. ЛДПР просто заявила себя как некий бренд и в результате снизила результаты. Бренды ценятся в бутиках. В политике – уже нет. Еле-еле перебралась через пятипроцентный барьер объединенная из трех партий «СРЗП», чем только подтвердила старинный тезис из басни: вы, господа, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Надо либо отвечать требованиям современного общества, предлагая решения ключевых проблем, либо уступать место тем, кто в состоянии это сделать.

Критически настроенная часть наших соотечественников до сих пор восклицает: «была же социология», или «никто из моих знакомых не голосовал на «Единую Россию!» Социология странная наука: когда она созвучна нашим представлениям, мы готовы признать ее результаты, если не созвучна, мы считаем ее шарлатанством и заказухой. Поэтому оставим социологию в покое. Но возьмем пример из жизни. У меня есть соседи, которые часто критикуют Путина и «Единую Россию», но всегда аккуратно голосуют именно за Путина и за «Единую Россию». В день голосования я встретила своего соседа у участка, он проголосовал, как сам признался, за «ЕР» и с чувством выполненного долга под дождем возвращался домой. «Где логика?» — спросила его я. « А в чем, извиняюсь, ее отсутствие? – парировал он. « Ты же давеча «Единую Россию» критиковал, если я не ошибаюсь?» — спросила я. «Ну и что? – пожал плечами сосед, — я и жену недавно отругал за покупной фарш, но это не значит, что я с ней разведусь».

Мы все имеем право на критику власти, более того – мы должны и даже обязаны это делать, если хотим, что бы власть слышала нас. Но чтобы она нас слышала, мы должны выходить в эфир на одной волне.

Алла Холденко