Открывая рынки. Сбер в Воронеже представил бизнесу новые возможности для экспорта

Первая конференция по экспорту, организованная в режиме онлайн, прошла в Воронеже в среду, 23 декабря. Ведущие специалисты различных отраслей, представители банковской сферы и органов власти, торговые представители РФ в нескольких государствах – всех объединила важная тема перспектив экспортного потенциала в условиях пандемии. О том, какие возможности открываются перед компаниями, решившими покорить новые зарубежные рынки или закрепиться на них в качестве ключевых игроков, бизнесменам рассказали специалисты Сбера и Экспортного центра.

Поддержка, которая необходима

Первой к участникам конференции обратилась представитель специализированной государственной структуры, оказывающей помощь бизнесменам – менеджер по внешнеэкономической деятельности АНО «Центр координации поддержки экспорт ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области» Марина Конкина. Она рассказала о том, какие сервисы и программы в настоящий момент предоставляет государство экспортерам.

Одним из наиболее эффективных механизмов поддержки бизнеса специалист назвала участие компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Расходы на подготовку и экспозицию стенда покрывает Экспортный центр, а производители оплачивают только проезд и проживание. Правда, в условиях карантинных мер подобные встречи в живом формате пока что поставили «на паузу». Альтернатива реальным выставкам – участие в бизнес-миссиях. Из существует два вида: с приездом иностранных покупателей на территорию Воронежской области, и направленные на выезд из России.

– Также мы оказываем содействие в патентовании, регистрации товарного знака, в получении сертификации. Эта услуга предоставляется бизнесменам на условиях софинансирования – с соотношением 80% на 20%. Основную часть затрат в данном случае берет на себя Центр экспорта Воронежской области, а оставшиеся расходы оплачивают сами экспортеры, – пояснила эксперт. – Еще одна мера поддержки – это консультация, она осуществляется по различным профилям. Специалисты предоставляют помощь по вопросам таможни, логистики, ИТС. Они тоже полностью получают финансирование от Центра – необходимо только направить запрос, чтобы мы провели консультации.

Кроме того, отдельно структура предоставляет и услугу по переводу сайта на иностранные языки – речь идет о действующем портале. Правда, подобный сервис обойдется компаниям, относящимся к категории малого и среднего бизнеса, немного дороже – с соотношением затрат 70% на 30%.

– В следующем году, если ситуация не изменится, основными услугами будут регистрация на новых площадках, поиск партнеров, проведение бизнес-миссий и различных – преимущественно в онлайн-формате, – подчеркнула Марина Конкина.

Миссии – ради результата

Организация встреч в Сети – это новая тенденция 2020 г., игнорировать которую было бы непростительно для претендующего на развитие бизнеса. О наиболее продвинутых и современных механизмах для активного роста экспортеров, которые предлагает клиентам Сбер, подробно сообщил руководитель направления в дивизионе «Развитие внешнеэкономического партнерства» ПАО Сбербанк Дмитрий Ромашов.

– Естественно, все продукты банковского и небанковского профиля нацелены на то, чтобы поддержать отечественный бизнес в эпоху пандемии коронавируса, когда есть ряд ограничений, закрыты международные границы, на таможне появляются все новые и новые барьеры. Мы прекрасно видим данную ситуацию по нашим клиентам: многие из них почти перестали заключать контракты с новыми партнерами просто потому, что они не находятся. Если имеющиеся контракты продлеваются, то новые рынки чаще всего изолированы и закрыты для входа, – подчеркнул он.

Первый продукт, который Сбер предлагает клиентам в сложных условиях пандемии – это бизнес-миссии в формате онлайн. Этот проект серьезно отличается от того, который предлагает Центр экспорта. Так, организацией подобных встреч для компаний-экспортеров специалисты Сбера занялись еще в марте, быстро отреагировав на закрытые границы и сложные условия для переговоров. На сегодняшний момент компания провела 16 миссий, по результатам которых есть заключенные контракты. Отличительным моментом руководитель обозначил подготовку спикеров и материалов для обсуждений.

– Наши менеджеры просматривают презентации российской компании, приводят их в правильную форму, производят необходимый качественный перевод – доработка проводится по заказу организации и с учетом ее пожеланий, – подчеркнул Дмитрий Ромашов. – Кроме того, наши специалисты подробно прорабатывают выступления со спикерами компании в формате репетиции – чтобы речь была максимально информативной и правильно настроенной на потенциальных клиентов.

При этом бизнес-миссии Сбера носят целевой характер: банк не распыляется по многим продуктам, а делаем профильное мероприятие по конкретной тематике. Так, для бизнесменов в Индии Сбер организовывал презентацию экспортеров по подсолнечному маслу, в Китае – по муке, в Казахстане – по кондитерским изделиям.

– Таким образом, мы получаем дополнительный эффект: не только представляет отечественный бизнес, но и приводим на бизнес-миссии иностранных покупателей, которые заинтересованы именно в данном продукте и проверены заранее. Дополнительный плюс – наличие синхронного перевода на встрече, который обеспечивает Сбер, – отметил руководитель.

В среднем участниками переговоров с российской стороны становятся до 15 организаций, а количество иностранных клиентов жестко не регламентировано – их может быть от 15 до 50. После проведения бизнес-миссии все контакты зарубежных участников передаются российским клиентам – чтобы получить возможность дополнительной связи в офлайне, если сделку не удалось заключить сразу же.

География проведения бизнес-миссий широка и ограничивается только представительством самого Сбера. Так, подобные мероприятия проводятся в Индии и Китае, странах Евросоюза и СНГ. Планируется, что в перспективе аналогичные встречи расширят на арабские государства, где откроются новые филиалы банка.

Еще один продукт – Bank of partners. Это бесплатная площадка, на которой можно зарегистрироваться, разместить информацию о своей компании и продукции, которую увидят пользователи в 212 странах мира. При этом площадка работает на четырех языках – русском, английском, казахском и китайском. Перевод информации осуществляется как автоматизировано, так и с привлечением специалистов из числа носителей языка.

– Это не торговая площадка, предназначенная для заключения сделок. По сути, это сочетание своеобразного банка данных, соцсети и сервиса объявлений, – подчеркнул Дмитрий Ромашов. – Сервис предоставляет не только возможность искать себе партнеров, но и проверять контрагентов, пользоваться аналитическим модулем для оценки объемов экспорта и потребления, известными поставщиками. Отдельный момент – электронный подбор маркетплейса, который по заданным условиям презентует клиентам релевантную площадку для продажи своих продуктов.

Риски – на минимум

В свою очередь, директор управления торгового финансирования и документарных операций Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Вадим Воронков представил на форуме наиболее востребованные и современные банковские продукты для экспортеров. Основная цель каждого из сервисов Сбера – обеспечить надежность платежей и снизить риски от действий недобросовестных участников рынка. Самыми распространенными и актуальными продуктами в данном случае эксперт назвал аккредитивы и банковские гарантии.

Один из эффективных сервисов, позволяющих клиенту получить средства за товар почти сразу, без проволочек – но с небольшим дисконтом – является дисконтирование экспортного аккредитива.

– Этот продукт – совокупность международного факторинга и банковской гарантии. Он применяется, когда по контракту предусмотрена отсрочка платежа, а деньги поставщику необходимы сразу, без временного лага. При получении требуемых документов по аккредитиву банк под лимит риска, установленный на иностранный банк покупателя, платит поставщику его выручку без отсрочки – но с определенным дисконтом, – подчеркнул Вадим Воронков. – Соответственно, без привлечения банковского финансирования, без появления долговой нагрузки у компании появляется возможность получить средства практически в день отгрузки с небольшой разницей.

Например, этим продуктом недавно воспользовался один из воронежских клиентов. Компания не смогла своевременно получить выручку от иностранного партнера: сделка проводилась в долларах, никаких проблем с этим контрагентом не было, однако вмешались американские контролирующие финансовые службы – и средства оказались фактически заблокированными примерно на две недели. Никаких возможностей повлиять на американский комплаенс нет – банкам он не подчиняется, поэтому клиенту оставалось только ждать. После завершения этой сделки – к счастью, успешного – организация и задумалась о необходимости защитить себя от подобных рисков в будущем.

Кроме того, Сбер предоставляет и проверенную временем услугу льготного кредитования компаний для поставок их продукции за рубеж. Субсидирование в рамках данного механизма обеспечивает Российский экспортный центр. Однако воспользоваться подобной программой могут не все бизнесмены – для получения заемных средств потребуется подтвердить соответствие стандартным условиям банка.

Также перед участниками конференции выступил начальник отдела продуктов глобальных рынков для корпоративных клиентов Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Михаил Лукин – его презентация была посвящена минимизации валютных рисков для экспортеров. Руководитель подробно остановился на продуктах валютного хеджирования – они позволяют буквально не обращать серьезного внимания на скачки курсов и заниматься развитием бизнеса в комфортной среде.

Татьяна Омельченко