В поисках нетрадиционных подходов: Работникам Воронежского мехзавода рано ожидать значительного роста зарплат?

Фото: armtorg.ru

Сотрудникам Воронежского механического завода (ВМЗ) предстоит перебрать 71 отозванный предприятием двигатель, предназначенный для установки на ракеты-носители «Протон-М». Основную часть работ специалисты проведут в течение 2017 г., однако из-за большого объема оборудования, подлежащего перепроверке, завершить этот процесс планируется в 2018 г., сообщило РИА Новости со ссылкой на гендиректора научно-производственного объединения «Энергомаш» (под управлением которой теперь работает ВМЗ) Игоря Арбузова 30 марта.

По словам главы НПО, при проведении огневых испытаний в отозванных двигателях были обнаружены дефекты, связанные с использованием «не предусмотренного технологией» припоя – материала, необходимого для спайки деталей.

– По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, и я далек от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел, – подчеркнул Игорь Арбузов. – Но нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов на предприятии в процессе производства. И хотя на ВМЗ в свое время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки.

Топ-менеджер НПО акцентировал внимание на том, что «все это было ясно еще в 2015 г. – тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока». Однако из-за «халатного отношения к своему делу на заводе», по мнению эксперта, оборудование «с дефектами» продолжало массово выпускаться в 2015-2016 гг.

– Поэтому полагаю, что все двигатели, выпущенные для «Протонов» с начала 2015 г., могут иметь значительные проблемы и должны быть перепроверены, – отметил глава «Энергии».

Первые поставки прошедших переборку двигателей для ракет «Протон-М» запланирован на май.

– Основная задача при этом — не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, пусками в интересах Минобороны РФ и коммерческим пускам, – добавил Игорь Арбузов.

Однако одного лишь устранения дефектов в изготовленных за последние два года двигателях для качественного «перезапуска» ВМЗ явно недостаточно. Так, посетивший предприятие в конце января вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в качестве источника «разгильдяйства и равнодушия» на производстве обозначил «социальные проблемы» – в частности, он заявил, что зарплата на предприятии должна быть «выше средней по городу». Впрочем, Игорь Арбузов категоричного (и, надо полагать, совершенно соответствующего настроению персонала завода) мнения почему-то не разделил: по мнению главы НПО, сначала необходимо «навести элементарный порядок, который был на ВМЗ ранее».

— Вопрос повышения зарплаты сотрудников сейчас находится в стадии проработки. Работы по проверке двигателей для ракет-носителей «Протон» и «Союз» существенно сократят доходы от продаж, и для нас очевидно, что для решения вопроса по зарплатам потребуются нетрадиционные, нестандартные подходы, – отметил топ-менеджер. – Что касается существенного роста оплаты труда, то здесь будут приниматься исключительно индивидуальные решения по отдельным категориям работников.

О чем говорит подобная позиция руководителя объединения? По всей вероятности, ожидать повышения зарплаты – например, до уровня, о котором говорил Дмитрий Рогозин – работникам ВМЗ в ближайшем будущем вряд ли стоит. И причины такого решения вроде бы понятны: предприятию придется за свой счет устранять допущенные за два года огрехи, так что видимой базы для роста доходов коллектива пока нет.

Каким образом тогда управленцы рассчитывают переломить сложившуюся на заводе ситуацию, обусловленную «накопившейся социальной напряженностью, связанной с четырехдневной рабочей неделей и низкой зарплатой»? Ответ у гендиректора объединения уже есть.

— На Воронежском механическом заводе будут разрабатываться новые методы мотивации персонала, чтобы сотрудники стремились выполнять свою работу качественно и в срок, – отметил Игорь Арбузов. – Работа на ВМЗ снова должна стать предметом гордости и высокого социального статуса. Люди должны стремиться попасть на предприятие, а не идти туда работать потому, что больше никуда не берут.

Единственный вопрос: как привить персоналу, работающему на сложнейшем производстве по усеченному графику и с низкой зарплатой, чувство гордости за родной завод? Надо думать, что одной нематериальной мотивации сотрудникам ВМЗ вряд ли будет достаточно – особенно после обнадеживающих заявлений Дмитрия Рогозина.

Ольга Маркелова