Окольцуют: Власти Воронежа подтвердили необходимость прокладки дороги вдоль Нагорной дубравы

Проект по строительству магистрали вдоль природного памятника «Нагорная дубрава» в Воронеже разморожен: участок трассы является одной из необходимых составных частей будущей кольцевой автодороги, которую в перспективе планируется создать вокруг столицы Черноземья. Проектирование и строительство магистрали запланировано через несколько лет, сообщил корреспонденту «Обозреватель.Врн» и.о. руководителя управления дорожного хозяйства горадминистрации Олег Котов во вторник, 17 октября.

Новая трасса – лишь элемент масштабного инфраструктурного проекта, состоящего из ряда ключевых «узлов», логически увязанных друг с другом. Так, важная часть этих планов – возведение транспортной развязки на пересечении Московского проспекта (точнее, участка трассы А-134) с ул. Антонова-Овсеенко, а также строительство дублера ул. Ломоносова. В перспективе они станут одними из ключевых объектов при строительстве «малого» кольца – магистрали, которая будет опоясывать правобережную часть Воронежа.

– Кстати, проект транспортной развязки уже подготовлен – он был разработан еще в 2013 г. Однако его реализация в качестве отдельного элемента инфраструктуры нецелесообразна без дальнейшего развития, – подчеркнул глава управления.

О каком развитии идет речь? По словам Олега Котова, в дальнейшем дорога, которая свяжет дублер ул. Ломоносова с набережными (а в перспективе – и с новым мостом «Северный-2»), должна пройти по территории Нагорной дубравы – особо охраняемой природной территории.

– Проект по прокладке автодороги на данном участке уже даже начинали разрабатывать в 2013 г., но потом от этих планов отказались, – пояснил чиновник. – Как раз тогда вышло в свет постановление о признании Нагорной дубравы природным памятником.

Здесь надо отметить любопытный момент: формально чиновник совершенно прав – проект «заморозили» после придания дубраве статуса особо охраняемой природной территории. Правда, выходу этого документа предшествовала бурная общественная дискуссия: в 2012-2013 гг. городские власти вынесли на публичное обсуждение проект по строительству магистрали, соединяющей Московский проспект с ул. Ломоносова, откуда можно попасть и на набережную. Однако инициатива встретила активный протест со стороны горожан: воронежцы, особенно проживающие неподалеку от дубравы, выступили категорически против планов чиновников – в части прохождения новой магистрали по территории природного заказника. Естественно, в этом случае не удалось бы избежать вырубки части деревьев – а здесь можно встретить вековые дубы и редкие породы хвойных. Такая перспектива горожан – в отличие от чиновников – не прельстила. Несогласные с проектом воронежцы, что называется, «били во все колокола», но добиться отмены строительства дороги – и, как следствие, сохранения Нагорной дубравы – удалось фактически благодаря проходившей летом 2013 г. предвыборной кампании по выборам мэра Воронежа. Как раз тогда будущий глава города (а четыре года назад – вице-губернатор региона) Александр Гусев при скоплении журналистов заявил, что от строительства магистрали через территорию заказника власти отказались.

Выходит, идею лишь отложили в долгий ящик – но окончательно «не похоронили».

Необходимость прокладки дороги именно по территории заказника Олег Котов объяснил просто: другой альтернативы обойти застроенные территории на этом участке «нет в принципе». Зато преимуществ (правда, в перспективе) строительство данной трассы принесет массу: например, даст возможность связать дублер ул. Ломоносова с набережными, пустив туда часть транзитного трафика – машин, которым нужно поскорее попасть на левый берег. Но это – вопрос довольно отдаленной перспективы (если быть точными, то третьего этапа возведения кольцевой автодороги).

– Мы понимаем, что для строительства магистрали по Нагорной дубраве потребуется провести серьезную работу на уровне правительства – без этого не обойтись. Есть разные варианты: возможно, будет пересмотрена площадь ООПТ или выделен «коридор» под трассу. Но какие-то изменения необходимы, – уверен Олег Котов.

Каким образом – даже чисто в теории – можно будет «увязать» интересы развития транспортной инфраструктуры и сохранения в неприкосновенности уникальной природной территории? Честно говоря, очевидных вариантов нет. Ведь даже если трасса пройдет по заказнику «коридором», вся экосистема Нагорной дубравы окажется под ударом – тысячи проезжающих здесь автомобилей вряд ли создадут подходящие условия для сохранения зеленой зоны. Но тут, видимо, придется выбирать что-то одно. И выбор этот, скорее всего, будет не в пользу леса – ведь новой «мэрской» предвыборной кампании Воронежу ждать не приходится.

Татьяна Омельченко