Накопали на 100 млн: В Воронеже оценили объем теневого рынка ритуальных услуг
Ежегодный оборот неучтенного похоронного рынка в Воронеже составляет примерно 100 млн руб. Такие данные привели в пятницу, 11 августа, в ПАО «Воронежское похоронное бюро» (ВПБ).
По информации пресс-службы предприятия, основными участниками теневого рынка являются как недобросовестные агентства по оказанию ритуальных услуг, так и их информаторы, узнающие первыми о смерти человека. В их числе – сотрудники скорой помощи, отделений реанимации, полиции. По информации ВПБ, их вознаграждение может составлять до 50% от общей суммы услуги.
– В связи с этим нередки ситуации, когда, позвонив по номеру 02 или 03, родственники умершего первыми на пороге видят не полицейского или медика, а сотрудника ритуальной компании, который, ничего не стесняясь, пользуясь подавленным моральным состоянием родственников, навязывает продукцию и услуги по завышенной цене, – поясняет пресс-секретарь акционерного общества Валентина Усманова.
Почему по завышенной – понять несложно. Явно при столь высоких «накладных расходах», связанных с работой информаторов, конечная стоимость «продукта» не может быть сопоставима с рыночной. Которая на сегодня, по данным «Воронежского похоронного бюро», составляет в среднем 25 тыс. руб.
– Черные агенты – как правило, неплохие психологи, а ситуация, когда человек понес утрату, располагает к тому, чтобы навязать дополнительные, часто совершенно не нужные услуги по баснословной цене, – предупреждают в организации.
Не так давно, отмечают в компании, президент РФ поручил Генпрокуратуре ликвидировать теневой ритуальный рынок, который в целом по стране эксперты оценивают в 120-150 млрд руб. в год.
– Мы рады, что проблемой черных агентов плотно занялись на федеральном уровне. Чтобы разорвать порочную систему, необходимо законодательно прописать ответственность сторон за продажу информации, ввести серьезные штрафные санкции, реальное наказание для нарушителей вплоть до уголовного. И, конечно, дать работающие инструменты и стимулы правоохранительным органам для эффективной борьбы с черными агентами, – подчеркивают в ВПБ.
И – добавляют, что само акционерное общество к услугам информаторов никогда не прибегало и не прибегает.
Более того: в ПАО предупреждают о том, как действуют агенты таких недобросовестных ритуальных организаций.
Во-первых, представляются сотрудниками, например, «Муниципальной похоронной службы» или Юго-Западного кладбища, что гарантирует ассоциацию в головах людей с государственным или муниципальным предприятием. Во-вторых, могут представиться агентом той похоронной службы, в которую обратились родственники умершего (если узнают, что он уже договорился с определенной фирмой об услугах), а также сотрудниками полиции, судмедэкспертизы – чтобы попасть в квартиру.
Плюс к этому агент может предложить выбрать ритуальные принадлежности по каталогу, в котором не указаны цены на товары. А потом – оценив платежеспособность клиента – назвать сумму «с потолка». Причем, сразу взять полную стоимость услуг по договору – ведь выбранный и оплаченный по каталогу товар, скорее всего, не будет соответствует тому, что будет доставлено заказчику.
Кроме того, клиенту могут предложить «купить» место на кладбище. Впрочем, о том, что кладбищенская земля находится в муниципальной собственности и не продается, родственники покойного узнают только на самом погосте – когда получат отказ в захоронении, поскольку агент не оформил соответствующие документы в МКУ «Администрация городских кладбищ», а скрылся с их деньгами.
Иван Надвоицкий