Операция «Модернизация»: Воронежу «прописали» обновление систем теплоснабжения

Может ли отопительный сезон проходить без осложнений? Навряд ли. Как корреспонденту «Обозреватель.Врн» сообщили в мэрии Воронежа, с начала пуска тепла в управление ЖКХ горадминистрации поступило более 700 звонков от жителей города, жалующихся на некачественное теплоснабжение. Только вдумайтесь в эти цифры!

Что является причинами недовольства воронежцев? Часто поводом для их справедливых претензий становятся неисправные внутридомовые сети отопления и горячего водоснабжения. Но бывает и так, что причина кроется и в сетях и оборудовании самой теплоснабжающей организации.

Как ресурсоснабжающие организации пытаются сократить число проблем на своем имуществе? Как модернизируют его для обеспечения бесперебойной подачи ресурса потребителям? Об этом специалисты Воронежского филиала «Квадры» рассказали журналистам в ходе пресс-тура, прошедшего по объектам теплоснабжения областного центра.

«Стабильное» тепло 

Взять, например, центральные тепловые пункты (ЦТП). В текущем году сотрудники «Воронежской генерации» начали их масштабную реконструкцию. Сюда устанавливается современное оборудование: датчики температуры и давления, запорная арматура, первичные преобразователи, современные экономичные двигатели и насосы, и т. д. Таким образом, за 2018 г. удалось модернизировать 10 теплопунктов.

В частности, ЦТП на ул. Домостроителей, 51 т, который продемонстрировали журналистам, полностью переместили под землю, здесь установили новые насосы, значительно меньшие, чем те, что стояли раньше, и практически бесшумные, но – не менее производительные. От теплопункта сегодня запитано 11 жилых домов и два детских сада, и все они уже почувствовали изменения от модернизации объекта.

– Главный плюс от подобных преобразований для потребителя – стабильность работы систем отопления и горячего водоснабжения, – пояснил заместитель главного инженера Воронежского филиала «Квадры» Константин Хрипунов. – Для нас же важна, в том числе, экономичность нового оборудования. Например, старые насосы потребляли 15-20 КВт энергии. Новые – при аналогичной мощности – 7,5 КВт.

Еще одним несомненным плюсом современных приборов является возможность их программирования. Так, по словам главного инженера производственного подразделения «Теплосеть» Олега Серых, если ранее в дневное время, когда люди находятся на работе, насос все равно продолжал качать воду в стандартном режиме, то теперь его мощность заведомо снижается без ухудшения параметров горячей воды, что исключает неэффективные затраты.

Вернуть и подогреть

А вот рециркуляционные насосы в конкретно этом ЦТП, увы, закрыты – по причине отсутствия линий рециркуляции в домах, обслуживаемых теплопунктом. По словам руководителя, причина этого – в том, что данный район застройки еще с советских времен не предусматривал подобных линий.

Что такое линии рециркуляции и для чего они нужны? Это – трубопроводы, позволяющие неиспользованной горячей воде возвращаться обратно на ЦТП, где ее подогревают до нормативной температуры. Как итог – потребитель получает ресурс должного качества сразу после открытия крана, а не ждет, пока из системы спустится остывшая вода.

Впрочем, «Квадра» планомерно восстанавливает такие линии в Воронеже – они строятся, в том числе, там, где их ранее никогда не было. Почему такая работа началась только в последние годы? Как пояснили сотрудники филиала, для ее проведения требуется соблюдение целого ряда факторов. Прежде всего, это – готовность самих потребителей и управляющих компаний к строительству таких трубопроводов.

– Дома должны быть готовы к использованию линий рециркуляции, соответственно, нужно решить проблемы внутридомовых сетей, – поясняет Олег Серых. – Там, где управляющая компания идет на это, выражает готовность восстановить работоспособность внутиридомовой линии рециркуляции, установить на сетях приборы учета, мы начинаем  их прокладку.

Ежегодно, отмечает руководитель, «Квадра» восстанавливает сети рециркуляции примерно к 40 многоквартирным жилым домам. В 2018 г., например, количество домов, где за этот счет улучшилось горячее водоснабжение, составило 39, а общая протяженность вновь проложенных трубопроводов – 5,2 км. За последние 2 года качество горячего водоснабжения улучшилось в 100 многоквартирных домах Воронежа.

Резерв для развития

Но это все же более – о горячей воде. О том же, как за счет модернизации улучшается подача в дома воронежцев теплоносителя, сотрудники «Квадры» рассказали на примере вновь построенной повысительной насосной станции №2, расположенной в Северном жилом микрорайоне.

Как пояснил Олег Серых, таких станций на балансе предприятия – только две. Первая была возведена ранее в районе Чижовского плацдарма. Второй объект, запущенный в прошлом году, призван обеспечить потребности в тепле одного из наиболее густо застраиваемых районов города -Коминтерновского.

Его основное предназначение, поясняет Константин Хрипунов, увеличить давление в магистральном трубопроводе, чтобы избежать проблем с подключением к ресурсу новых пользователей.

– Источником теплоснабжения здесь является ТЭЦ-2, расположенная от этого места на расстоянии примерно в семь километров, – рассказывает руководитель. – Понятно, что на таком участке давление, создающееся на ТЭЦ для движения ресурса по трубопроводам, снижается. Его, пожалуй, хватало бы существующим потребителям, но возможности для подключения к сетям новых объектов строительства в ближайшие годы были бы, увы, исчерпаны.

Появление указанной станции позволило повысить давление в системе с 5,5 до 6,8 атмосфер, или на 13 метров. Чтобы было понятнее: если при старом давлении через трубу прокачивалось порядка 700 кубических метров теплоносителя, то теперь – сразу 1400 «кубов». За счет этого город получил дополнительный резерв мощностей для своего развития, а существующие и будущие потребители – гарантированный качественный ресурс.

– Так что, можно сказать, этот объект для Воронежа – стратегический, – резюмировал заместитель главного инженера Воронежского филиала «Квадры» Константин Хрипунов.

Просигналить о проблемах

Впрочем, стратегических объектов на балансе филиала «Квадры» – «Воронежская генерация» находится немало. К ним, например, относится диспетчерский пункт на ул. С. Перовской, 7, куда стекается информация о работе всех объектов филиала.

На большой интерактивной карте-схеме – весь Воронеж: с помощью приближения можно открыть данные по каждому жилому дому или иному объекту, находящемуся на обслуживании компании, и просмотреть параметры по гидравлике, температуре теплоносителя, увидеть все его характеристики.

Здесь же на мониторах – видеоизображение с ЦТП и ПНС, получаемое с помощью камер, имеющих высокое разрешение. Кроме камер, информацию с объектов теплоснабжения диспетчер получает и непосредственно от автоматических систем. И если вдруг где-либо возникает неполадка, у него сразу включается сигнализация.

При этом в филиале разработана система оперативного реагирования на возникающие проблемы. По словам начальника службы информационных технологий производственного подразделения «Теплосеть» Александра Уланова, после получения информации о возникновении нештатной ситуации на объект направляется специалист, работающий на ближайшей к нему котельной. В ночные же часы и выходные дни на подобные вызовы выезжает бригада аварийно-диспетчерской службы.

Кроме того, сюда же, в диспетчерский пункт, поступают все звонки от населения, заметившего те или иные проблемы в работе оборудования и сетей «Квадры». По тел. 255-68-61 любой воронежец может напрямую связаться с диспетчером филиала и рассказать ему о выявленных нештатных ситуациях. Впрочем, есть еще для этих целей и номер «Службы спасения» – 112, где у «Воронежской генерации» имеется выделенная линия.

– У нас предусмотрено несколько каналов связи, поэтому невозможно даже представить, чтобы диспетчерский пункт остался в информационной изоляции, – пояснил главный инженер «Теплосети» Олег Серых.

Всего же, отмечают в «Квадре», в 2018 г. на модернизацию и диспетчеризацию теплосетевого хозяйства в компании потратили 19,5 млн руб. И в будущие годы компания планирует не снижать уровень этих расходов. Ведь они позволяют если и не провести «техническую революцию», то, по крайней мере, значительно повысить стабильность и качество работы филиала.

Юрий Бабаян