Качество по боку: Организаторы продажи активов «Воронежской горэлектросети» пересмотрели условия сделки под конкретного инвестора?

Руководство МУП «Воронежская горэлектросеть» внесло очередные изменения в конкурсную документацию, регламентирующую проведение торгов по продаже имущества, находящегося на балансе предприятия. Скорректированные требования, которым должны соответствовать потенциальные инвесторы, содержатся в обновленной редакции документов, опубликованной на сайте МУП вечером в пятницу, 24 марта.

Изменения касаются нескольких ключевых пунктов конкурса, в том числе начальной стоимости активов. Так, стартовая цена выставленного на продажу имущества уменьшилась – с 1,75 млрд руб. минимальная планка была снижена на 10 млн руб. Причины подобного дисконта (пусть и незначительного по сравнению с общей суммой сделки) неизвестны: как и в изначальном варианте конкурсной документации, организаторы ссылаются на оценку рыночной стоимости активов, проведенную ульяновской компанией в начале декабря 2016 г. – естественно, сам документ с тех пор не корректировался.

Однако значительно более существенные изменения, способные коренным образом повлиять на итоги конкурса, организаторы торгов предусмотрели для критериев оценки заявок будущих участников тендера. Так, половина из 100 баллов, которые максимально может получить конкретная заявка, приходится на ценовой компонент – что вполне оправданно. А оставшиеся 50 баллов при оценке будут распределяться в зависимости от «квалификационных и качественных предложений» инвестора – именно во внутреннее распределение этих баллов и были внесены корректировки.

В предыдущей версии конкурсной документации большую часть не связанных с ценой баллов можно было набрать за счет критерия «Качество проработки предлагаемой технической политики» – на этот показатель приходилось 65% итоговой оценки. Однако в обновленной редакции методики на этот компонент отводится лишь 30% финального результата.

В пользу чего «перераспределили» баллы? Судя по документам, куда большее значение для организаторов конкурса приобрели размер и финансовые результаты потенциального участника торгов. Если раньше критерию «Опыт работы заявителя, его дочерних и зависимых обществ в сфере эксплуатации объектов электроэнергетики, деятельности по передаче электрической энергии» отводилось не более 11 балов, то теперь – сразу 35, причем на максимальные результаты может рассчитывать только предприятие, работающее на рынке более 10 лет.

Второй «подросший» критерий – «Ежегодный объем услуг в стоимостном выражении», оказанных компанией за последние три года. Сравните сами: до корректировки за счет этого показателя можно было заработать максимум 12 баллов (при показателе «более 100 млн руб.»), а сейчас – целых 25 баллов (правда при оборотах «более 1,5 млрд руб.»).

Кто может выиграть от подобного пересмотра параметров оценки предложений инвесторов? Естественно, только крупная компания – другим на аукцион при подобной системе можно и не соваться. Впрочем, городские власти и не скрывали, что хотели бы видеть в качестве будущего владельца «Воронежской горэлектросети» ПАО «МРСК Центра» – фактического монополиста в сфере генерации электроэнергии в Центральном Черноземье. Косвенно заинтересованность муниципалитета в приходе к управлению предприятием именно этой компании подтверждается и тем фактом, что конкурс по продаже активов «Горэлектросети», объявленный в начале января, неожиданно был отменен – как раз после того, как представители «МРСК Центра» заявили в СМИ, что организация может просто не успеть принять участие в тендере из-за необходимости согласовать позиции с московским руководством холдинга.

Возможно, «МРСК Центра» действительно является лучшим кандидатом на приобретение имущества МУПа, но тогда зачем было устраивать все представление с конкурсом – ведь понятно, что других поставщиков электроэнергии сопоставимого уровня нет не только в регионе, но и во всем Центральном Черноземье? Неужели городские власти не могли предусмотреть другой вариант приватизации предприятия, чтобы не создавать ложного ажиотажа вокруг «открытого и прозрачного конкурса»?

Почему речь ведется о городских властях? Очевидно, что руководитель муниципального предприятия просто не мог самостоятельно, без «отмашки» из горадминистрации, принять решение об изменении ключевых параметров конкурсной документации. В последние три года директоров МУПов в одночасье снимали и за куда меньшие огрехи. В то же время, формальное самоустранение мэра от продажи активов «Горэлектросети» практически снимает с него ответственность не только за процесс приватизации, но и за реализацию неоднократно озвученных им же самим планов по погашению за счет этой сделки долгов другого муниципального предприятия – МКП «Воронежтеплосеть».

Что дает основания так говорить? Здесь можно вспомнить изменения, внесенные в конце декабря 2016 г. депутатами гордумы в Устав областного центра, согласно которым мэра города теперь будут выбирать депутаты муниципального парламента. Стремительность принятия народными избранниками такого решения позволяет предполагать, что градоначальник, избранный уже по новой схеме, появится в городе значительно раньше сентября 2018 г., когда истекают полномочия Александра Гусева. Если сделка по продаже активов «Горэлектросети» произойдет еще при нынешнем мэре, его преемник будет полностью освобожден от каких бы то ни было обязательств, связанных с финансовым оздоровлением «Воронежтеплосети». В таком случае 1,74 млрд руб. (а то и больше), вырученные от передачи имущества «Горэлектросети» инвестору, могут быть потрачены на совсем другие цели – никак не связанные с первоочередными потребностями города. И эпопея с продажей активов одного из крупнейших жизнеобеспечивающих предприятий мегаполиса может оказаться самой масштабной в новейшем времени схемой по выводу муниципального имущества, которая способна затмить даже передачу в концессию водоканального комплекса Воронежа. Передачу, которую еще в статусе вице-губернатора региона также курировал нынешний мэр областного центра Александр Гусев.

Татьяна Омельченко

Юрий Бабаян