Сергей Колиух: «К сохранению каждого МУПа нужно подходить индивидуально»

Нужно или нет сохранять муниципальные предприятия на товарных рынках? Однозначного ответа на этот вопрос нет даже у высших должностных лиц государства. Председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по работе с муниципальными предприятиями и развитию инфраструктуры отдельных территорий городского округа Сергей Колиух уверен: к сохранению каждого из них нужно подходить индивидуально – учитывая выполняемую им функцию.

Общественное и частное

– Сергей Михайлович, что сегодня представляет собой комплекс воронежских МУПов? Насколько важна их деятельность для жизнеобеспечения города?

– Муниципальных предприятий в городе осталось всего 10. И три из них находятся в стадии ликвидации. Это МУП «Донской водозабор», МУП «ЖКХ «Шилово» и МКП «ВЖКК». Остальные семь с разной степенью успешности ведут финансово-хозяйственную деятельность, помогают муниципалитету исполнять задачи, возложенные на него Федеральным законом № 131. Кроме того, эти предприятия являются работодателями для более чем 1200 человек.

– Вы сказали о разной степени успешности деятельности. Какие из этих предприятий являются финансово устойчивыми, а какие можно отнести к убыточным или проблемным?

– Если говорить о финансово устойчивых, то здесь можно сказать, например, о МКП «Воронежгорсвет», занимающемся электросетями наружного освещения, МКП «ЭкоЦентр», в зоне ответственности которого – городские парки и скверы, а также МКП «Редакция газеты «Берег». Они не только получают субсидии из городского бюджета на выполнение тех или иных необходимых Воронежу работ, но и оказывают платные услуги, за счет чего обеспечивают приток дополнительных средств в свою экономику.

При этом есть проблемные казенные предприятия: «Управление главного архитектора», оказывающее услуги в области градостроительства, архитектуры, земельных отношений, и т. д., и «Производственное объединение банно-прачечного хозяйства «Чайка». Существуют и откровенно убыточные МКП: «Воронежпассажиртранс» и «Воронежтеплосеть». У первого убытки складываются за счет эксплуатации электротранспорта – прибылью от автобусных перевозок они покрываются лишь отчасти. Второе же из-за сезонности работы регулярно имеет задолженность – как кредиторскую, так и дебиторскую.

– Разве «Воронежтеплосеть» не прекратила оказание услуг по теплоснабжению после передачи имущества в концессию ПАО «Квадра»?

– Нет, муниципальное предприятие продолжает обеспечивать теплом и горячей водой свыше 800 зданий, из которых более половины – многоквартирные жилые дома.

– Бытует мнение, что муниципальные предприятия должны вообще уйти с товарных рынков, а их функцию следует отдать частным структурам. Согласны ли вы с ним?

– Только отчасти. Мне, например, очень импонирует принцип передачи муниципального имущества в концессию – как это уже реализовали в Воронеже с имуществом «Водоканала» или «Теплосетей». Что мы видим? Пришли специализированные организации, имеющие опыт и средства для того, чтобы решать поставленные перед ними задачи. У них – хорошие коллективы, возможность перебрасывания финансовых ресурсов с других территорий. Как итог – уровень водо- и теплоснабжения в Воронеже с помощью «Росводоканала» и «Квадры» вырос. Этого нельзя не признавать!

В то же время есть и иные примеры. Например, обеспечение населения пассажирскими перевозками внутри города. Эта функция возложена на администрацию, поэтому отдать ее полностью на откуп частнику невозможно. Да и нельзя этого делать. Ведь у нас есть маршруты коммерчески интересные, а есть – социальные, связывающие «континентальный» Воронеж с отдаленными микрорайонами, на которые не позарится ни один частник. Да, мы пытаемся таким образом формировать лоты, чтобы победитель был вынужден направлять машины и на одни, и на другие. Но гарантированное обеспечение бесперебойной работы общественного транспорта достигается именно наличием в городе развитого транспортного предприятия. Кроме того, на его плечах лежит забота о контактной сети для работы электротранспорта. Ведь если ее запустить, в течение короткого времени о нем можно будет забыть вообще! И какой частник захочет взвалить эту обузу на себя?!

Можно привести и другой пример – «Чайка». Это предприятие предоставляет возможность посещения бань любым категориям населения – даже с ограниченными возможностями здоровья. При этом здесь используется гибкий тариф, учитывающий интересы тех, кто имеет право на льготы. Ну и не надо забывать, что городские бани относятся к объектам гражданской обороны!

Так что, я считаю, где это возможно, нужно привлекать частника на сегменты, сегодня занятые муниципальными предприятиями. Но в ряде случаев сделать это просто не представляется возможным. И – требуется сохранение МУПов. Поэтому в каждом случае решение должно быть индивидуальным.

Отход от «авральных спасений»

– Помню, лет 15-20 назад Воронежская гордума едва ли не на каждом своем заседании заслушивала информацию о бедственном положении муниципальных предприятий и изыскивала средства для их спасения. Сегодня уже можно сказать, что эта практика ушла в прошлое?

– Конечно, можно. Да, в 2015 году, в том числе, благодаря работе нашей комиссии удалось не допустить ликвидации «Чайки», и даже улучшить ее финансовое положение. Да, приходится иной раз принимать решения о дополнительном субсидировании, например, предприятий, пострадавших от коронавирусных ограничений. Но это, разумеется, не сравнить с тем, что творилось в те годы.

Тогда и счета МУПов арестовывали, и банкротные иски подавали – решение этих проблем требовало солидных финансовых вливаний, причем в ту же минуту. Сегодня же работа стала более плановой, средства на дотации тому или иному предприятию закладываются в бюджет заблаговременно, постоянно контролируются планы финансово-хозяйственной деятельности и их выполнение. Это позволяет не допускать формирования у МУПов долгов, которые могут привести к серьезным проблемам.

– Это – достижение депутатов, или всех ветвей городской власти одновременно?

– Однозначно не одних только депутатов. В решении этих вопросов принимают участие и Дума, и городская администрация, и правительство Воронежской области во главе с губернатором Александром Гусевым. Например, вопросы по концессии ресурсоснабжающих организаций без регионального правительства решить невозможно – как и вопросы приобретения нового подвижного состава для нужд муниципальных пассажирских перевозок. Или, вот, не так давно депутаты одобрили приобретение в городскую собственность Левобережных очистных сооружений – основную часть средств для их выкупа также предоставит областной бюджет. Так что здесь основа – слаженная работа всех ветвей власти.

Комфорт без гетто

– В сфере внимания возглавляемой вами комиссии – также вопросы развития городских микрорайонов. Каких новаций по улучшению их жизни можно ждать в 2022 году?

– Нам удалось заложить в городской бюджет значительные суммы на дорожное хозяйство и благоустройство этих территорий, и, уверен, их жители почувствуют позитивные изменения после того, как мы осуществим принятые планы. Например, в Шилово в районе комплексной застройки увеличат ширину дорожного полотна по ул. Острогожской, проложат велодорожки и тротуары, для жителей Тепличного спроектируют дорогу от ул. Лазурная до кольца возле БСМП. Серьезное влияние на транспортную ситуацию отдаленных территорий, расположенных в Железнодорожном районе, окажет реконструкция транспортной развязки на ул. Остужева, которая будет вестись до 2024 г.

Но это – именно крупные проекты. Кроме них, депутаты Воронежской городской Думы инициировали также строительство и капремонт дорог на территории частного сектора, прокладку здесь благоустроенных тротуаров.

– Вы были главой Воронежа в тот период, когда указанные территории полностью вошли в состав городского округа и стали его неотъемлемой частью. Если посмотреть на городские микрорайоны через призму времени, то удалось ли их преобразить за эти годы?

– А посудите сами. За эти годы мы ввели новый физкультурно-оздоровительный комплекс в Придонском, возвели три школы и девять детсадов в микрорайонах, несколько пристроек к школам, проложили тут новые дороги, обустроили тротуары, развили транспортную сеть. И это – только часть сделанного. Изначально цель была такова: за короткое время приблизить качество жизни во вчерашних селах к среднему городскому уровню. И, считаю, мы смогли этого добиться. Не прими мы тогда эту программу, того уровня жизни, который есть сейчас здесь, мы бы ждали еще лет 20, а то и больше.

– В некоторых соседних городах подобные микрорайоны уже стали центром средоточия городской жизни. Как вы считаете, пойдет ли Воронеж по этому пути?

– С Воронежем ситуация несколько иная. В городских микрорайонах уже нет земли для строительства – все, что было можно, уже давно выкуплено и застроено. Поэтому перед городскими и областными властями в ближайшее время остро встанет вопрос о расширении площади Воронежа за счет территорий перспективного развития – проще говоря, пригорода, сегодня относящегося к соседним муниципальным районам. И этот вопрос следует начать прорабатывать с региональным правительством чем раньше, тем лучше. Потому что перед освоением новых площадок сюда нужно будет протянуть инженерную и иную инфраструктуру, а это – самая затратная часть. Но только так мы сможем обеспечить впоследствии именно комплексное освоение этих земель – чтобы Воронеж получил территории, удобные для жизни, а не гетто без социальных объектов, не приспособленное для нормального проживания.

Беседовал Юрий Бабаян