Всем нужна опора. Как Воронеж зарабатывает на столбах и фонарях

Муниципальные предприятия «Воронежпассажиртранс» и «Воронежгорсвет», казалось бы , занимаются разными вещами: одно отвечает соответственно за общественный транспорт, второе – за наружное освещение. Однако у них есть одно общее дело – они предоставляют опоры контактной сети и наружного освещения для размещения интернет-кабелей и иного оборудования.

Контрольно-счетная палата (КСП) Воронежа в этом году проверила правовые акты, финансовую документацию и существующие договоры, чтобы оценить эффективность этой непрофильной работы. Отчет с планом по устранению выявленных нарушений ревизоры направили председателю Воронежской городской Думы Владимиру Ходыреву.

Проверка, в частности, показала, что за два предыдущих года, 2019 и 2020, предприятия недополучили 4,6 млн рублей из-за отсутствия единого порядка при предоставлении своей инфраструктуры сторонним организациям.

Почему снизились доходы?

В распоряжении «Воронежпассажиртранс» находятся более 5,5 тысячи опор контактной сети. У «Воронежгорсвет» в составе сетей наружного освещения – совокупно свыше 24 тысяч опор. При этом, как показала проверка, из бухгалтерского учета последнего предприятия «пропало» имущество на 52,2 млн рублей. Часть опор просто своевременно не внесли в реестр. Хотя гордума постановила, что такие вопросы должны закрывать в течение двух недель с момента изменения сведений. Только после замечания компания предоставила в воронежское управление имущественных и земельных отношений (УИЗО) актуальные данные.

На опорах ставят рекламные конструкции, динамики радиовещания, осветительные приборы, светофоры, дорожные знаки. Однако чаще всего их используют для того, чтобы протянуть волоконно-оптические линии связи. Провайдеры оплачивают помощь в распространении их интернет-сетей.

У «Воронежпассажиртранс», например, есть договоры на подвес оптоволоконного кабеля с такими компаниями, как «ЭР-ТелекомХолдинг», «ВымпелКом», « ТрансТелеКом». В 2019 году это направление принесло 74,5 млн рублей в казну муниципального предприятия. То есть 6,2 млн рублей в месяц. Однако уже через год доход от данного вида деятельности уменьшился в 20 раз и составил всего 300 тысяч рублей в месяц. В чем причина?

В тарифах. Еще в 2019 году техническое обслуживание опоры контактной сети для размещения оптоволоконного кабеля транспортная компания оценивала примерно в 600 рублей с учетом НДС. Однако в 2020 году «Квант-Телеком», «СТ- Воронеж», «Информсвязь-Черноземье», «Интеркон» обратились в региональное управление антимонопольной службы (УФАС) с вопросом о том, не завышена ли цена. Там встали на сторону провайдеров и снизили стоимость размещения кабеля на опору до 30 рублей. Проблема в том, что с августа 2020-го фактически применяется тариф без экономического обоснования. «Воронежпассажиртранс» пытался оспорить решение антимонополистов в областном Арбитражном суде, однако тяжбы пока не дали результата. Ревизоры указали на необходимость высчитать «экономику» по этому вопросу.

Для сравнения: «Воронежгорсвет» за опоры для размещения оптоволоконных линий связи в 2019 году заработал 65,9 млн рублей, а за 10 месяцев 2020-го – 57,7 млн. Предприятие работает по тарифу — 254,13 руб. (без НДС). Хотя сейчас УФАС проявляет внимание и к этой муниципальной компании.

В ходе проверки также выяснилось, что «Воронежпассажиртранс» заключил соглашение с ООО «Горсвязь» о предоставлении 25 опор для размещения коммутационного оборудования и оптоволоконной линии. Тариф за каждый «столб» – 1 250 рублей. Фактически же «Горсвязь» заменила опоры контактной сети на новые «мачты» с оборудованием базовых станций сотовой связи. Вместе с тем «арендатор» почем-то получил преимущественное право на муниципальные объекты. То есть мог сдавать опоры третьим лицам без согласования с городской администрацией. В сентябре прошлого года это нарушение исправили: «Горсвязь» переуступила права на все модернизированные опоры муниципальному предприятию.

Договор важнее денег

На городских опорах вы наверняка замечали рекламные баннеры – такие места «разыгрывают» во время торгов. Начальную цену устанавливают эксперты УИЗО. Вот только, как показала проверка, в мае 2018 года, в противоречие проведенному аукциону «Воронежгорсвет» заключил договор с ООО «Гэллэри Сервис» на установку 19 рекламных конструкций по цене, ниже минимальной. Муниципальное предприятие за 2,5 года из-за этого потеряло не менее 140 тысяч рублей. Должного контроля за исполнением договоров также не было: например, вместо семи указателей, предусмотренных соглашением с ИП Шильников И.Н., появились вертикальные перетяжки с рекламой страховой компании. Несоответствия устранят.

Сотрудники КСП обратили внимание, что есть проблемы не только при взаимодействии с коммерческими структурами, но и государственными. Так, на 466 опорах «Воронежпассажиртранс» установлены комплексы «Безопасный регион» с камерами видеонаблюдения и акустическими датчиками. Вот только согласования на их размещение отсутствуют. Получается, что никто не контролировал, сколько и где оборудования установят? А ведь необходимо просчитывать хотя бы техническую возможность при таком использовании опор. Этот момент теперь должны учесть.

С «Региональным центром безопасности» также должно быть соглашение на установку комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Они располагаются на 90 опорах. Однако договоры не заключены. Плата по установленному тарифу должна составлять тысячу рублей за каждый «столб» в месяц. Но муниципальное предприятие с 2019 года не получало денег. А ведь за два года за 90 камер оно могло заработать примерно 2,2 млн рублей.

У компании «Воронежгорсвет» и вовсе нет утвержденного тарифа на размещение камер видеонаблюдения. При заключении таких договоров устанавливают стоимость размещение линии электропередач (254 руб/в месяц). То есть в 3,95 раза меньше, чем установленный для «Воронежпассажиртранс» тариф на видеокамеры (1 002 руб./мес.). Только от предоставления шести мест на опорах молочному комбинату «Воронежский» муниципальное предприятие «Воронежгорсвет» за 2019 год «потеряло» 49 тысяч рублей.

Но это, можно сказать, мелочь, учитывая, что тот же «Региональный центр безопасности» пользуется инфраструктурой «Воронежгорсвет» вовсе бесплатно, хотя официально это никак не обосновано. С 2017 года потери составили не менее 1,9 млн рублей.

На опорах также размещено множество осветительных приборов, иллюминационного оборудования, светофоров, дорожных знаков. Как показала проверка, их учет ни «Воронежпассажиртранс», ни «Воронежгорсвет» не ведут. То есть официально, например, 285 светофоров и более 23 тысяч дорожных знаков «висят» не согласовано.

За два неполных года, которые попали под проверку, весь 2019-ый и десять месяцев 2020-го, «Воронежпассажиртранс» и «Воронежгорсвет» заработали за предоставление опор 281,7 млн рублей. Вместе с тем проверка показала, что за контрагентами числится дебиторская задолженность.

Так, «Воронежгорсвет» к концу 2020 года не выплатили 9,8 млн рублей. Наибольший долг (1,4 млн. руб.) накопило АО «Квант-Телеком». Телекоммуникационная компания – систематический неплательщик. Дело в итоге дошло до расторжения действующего договора. «Воронежпассажиртранс» партнеры не выплатили вовремя 2,3 млн рублей, но представители муниципального предприятия направили претензии должникам.

Выездные проверки КСП, кроме того, показали, что 93 опоры «Воронежгорсвет» используют без договоров. На них установлены 17 видеокамер, радио динамик , обзорное зеркало, 22 указателя и 52 рекламные таблички. Казенное предприятие объяснило, что таких собственников разыскивают, после чего с ними заключают договоры или демонтируют объекты. Из-за таких самовольных установок только «Воронежгорсвет» в год «теряет» около 340 тысяч рублей.

Петр Соболев