Обещали и не женились

Почему избиратели так мало знают о деятельности оппозиционных партий

Один из последних опросов института общественного мнения «Квалитас» показал, что большая часть жителей Воронежа ничего не знает о деятельности местных отделений оппозиционных партий – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – патриоты – За правду». О работе КПРФ не знает половина опрошенных, 53 процента не в курсе, чем именно занимается «СРЗП», 43 процентам опрошенных ничего не известно о том, на что направлены усилия наших ЛДПР-овцев.

В чем же причина? Напрашивается два варианта ответа: либо партии экономят на пиаре, либо сообщать о себе  попросту нечего. И еще один вопрос так и просится на язык: а есть ли у нас оппозиция вообще?

Версия с экономией несколько хромает, ибо скромностью ни федеральные, ни местные оппозиционеры никогда не отличались. И у каждой партии в «закромах» всегда найдутся собственные «кошельки» – миллионеры, которых партии берут в свои ряды (независимо от политических установок) как раз для таких целей – финансирования выборов и оплаты различных акций и пиара.

Наши так называемые оппозиционеры, скорее, похожи на бойцов невидимого фронта – фронт вроде бы есть, а битвы на нем нет. Битвы идут бутафорские, постановочные, на настоящее оппозиционное противостояние они никак не тянут. Возьмем такой пример. На прошлых выборах в Государственную Думу, пять лет назад, «Справедливая Россия» тщательно разрабатывала тему отмены платы за капитальный ремонт. Избирателям было обещано создание судебных прецедентов по всей стране – в «СР» якобы очень хорошо представляли себе, в чем незаконность капитальных «поборов» и как их отменить. Выборы состоялись, «справороссы» заняли свои места в парламенте и к теме несколько остыли. Во всяком случае, судебные прецеденты созданы не были, никто ничего не доказал и ничего не отменил. Надо думать, что сейчас, накануне предстоящих выборов, им нет смысла напоминать избирателям о том, что было повесткой пять лет назад, а то – не дай Бог – и правда вспомнят,  и начнут задавать ненужные вопросы.

Еще одна «старая песня о главном» – пенсионная реформа. КПРФ обещала провести референдумы по всей стране и отменить непопулярное нововведение. И это намерение коммунистов, кстати, освещалось очень широко. Однако во всех регионах, где местные отделения КПРФ объявили о готовности зарегистрировать инициативные группы и начать сбор подписей за проведение референдума, произошел юридический казус. Пока коммунисты собирались, их опередили некие группы общественников, которые успели зарегистрировать свои объединения раньше. С задачей они, конечно, либо не справились, либо вообще не имели такой цели. Но не в них дело. Суть в том, как коммунисты, обладающие разветвленной сетью местных ячеек, неспешно «пропустили вперед» неких общественников, которые в организационном плане за душой не имели вообще ничего. Ярые борцы за интересы народа почему-то повсюду опаздывали: где на день, а где даже на какие-то часы. Неповоротливые такие? Или они просто не собирались проводить никаких референдумов? Обещать – не значит жениться, правда ведь?

И вот сейчас тема пенсионной реформы всплывает вновь. «СРЗП» объявляет себя единственной партией, которая готова бороться за отмену пенсионной реформы, в то время, как коммунисты уже развесили серию баннеров «Отменим пенсионную реформу!».  Кто же ее отменит, в конце концов? Думаю, что если правительство тщательно все подсчитает и придет к выводу, что страна готова справиться с нагрузкой, если возраст выхода на пенсию будет возвращен в предыдущие рамки, то непопулярные изменения будут отменены в рабочем порядке.  Во всяком случае, эти вопросы уже обсуждаются на самом высоком уровне. И никакие референдумы не потребуются. Не исключено, что партии потом примутся наперебой восклицать «А если бы не мы!». Но россиянам вряд ли это будет так уж важно. Главное, чтобы оппозиционные политики не передрались в пылу дележа лаврового венка.

И вот тут-то и возникает сакраментальный вопрос: а есть ли у нас вообще настоящая оппозиция? Не движения, часто финансируемые из-за рубежа и имеющие цель превратить Россию в один  сплошной бессмысленный майдан, а нормальные цивилизованные парламентские противовесы, которые снизили бы число ошибок, от которых не застрахована никакая власть в мире?

Наша формула формирования парламентского противовеса заключается в том, что так называемая оппозиция отлично понимает: население страны не поддержит ее безоговорочно. За полную поддержку нужно бороться не лозунгами, чтобы эту поддержку иметь, никогда нельзя забывать обещанное на прошлых выборах. Наша оппозиция готова довольствоваться малым: уютными креслами в думах всей уровней. Гнездами, которые свиты без малейшего риска и особого напряжения сил во все периоды, кроме предвыборных. Это теплые и  добротные гнезда, ибо политический бизнес – это тоже бизнес, это тоже деньги.

Так что чем меньше избиратели знают о своих оппозиционерах, тем им же – оппозиционерам — и лучше.

Алла Холденко