И центр, и окраины. Как в Воронеже сохраняют зеленые насаждения

Как отмечает председатель думской комиссии по экологии и природопользованию Константин Ашифин, показатель обеспеченности, который вывели ученые МГУ, отражает, прежде всего, соотношение деревьев и кустарников и жителей всего Воронежа – в отрыве от разбивки по районам. В то же время большое количество территорий в центре города, а также на его окраинах испытывает колоссальный дефицит рекреационных зон.

– У нас очень остро стоит вопрос, в том числе по количеству зеленых территорий, – говорит он. – Мы все хотим жить не в каменных джунглях, а в окружении деревьев, цветов, слушать пение птиц. Тем более город Воронеж, который находится в таком удивительном месте, точно этого заслуживает.

Сколько же всего деревьев сегодня растет в областном центре? С точностью до конкретного растения эту цифру не назовет, наверное, никто. Но четыре года назад мэрия Воронежа провела работу по инвентаризации зеленых насаждений, растущих по 51 улице города. Тогда администрация узнала, что здесь произрастает свыше 40 тыс. деревьев 76 видов. Большинство из них высадили еще в послевоенное время, то есть, в конце 40-х годов ХХ века. При этом свыше 3 тыс. из них на момент проведения анализа оказались сухостойными и представляли серьезную угрозу жизням и здоровью горожан – после каждой крупной грозы в столице Черноземья регистрировалось до 30 случаев их падения.

Небезопасные насаждения пришлось вырубать. Им на замену стали появляться новые – только за прошедшие два года в Воронеже высадили свыше 5,5 тыс. деревьев, впрочем, наиболее дешевых и неприхотливых пород – клена остролистного, тополя, вяза, липы мелколистной.

Но и их состоянием приходится озадачиваться уже сейчас. Причина тому – резкое повышение температуры в летнее время и повреждения, получаемые в ходе работ по благоустройству общественных пространств.

Напомним, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, в конце июня этот вопрос стал основным в ходе заседания комиссии Воронежской городской Думы по экологии и природопользованию. Как тогда отмечал лидер общественной организации «Институт общественного контроля» Вячеслав Минаков, уничтожаются насаждения при прокладке без отступа от них автомобильных дорог, при варварской их обрезке, при маневрах техники. И, если перекладывать ситуацию на стоимость каждого конкретного дерева, то можно понять, что муниципалитет тратит на этой проблеме едва ли не миллиарды рублей.

Заместитель председателя комиссии гордумы Юрий Яковлев согласен с общественниками: необходимо проводить работу по расширению защитных зон для деревьев, по подключению городского управления экологии к согласованию паспортов проводимых работ, а также по наложению на подрядные организации, занятые на благоустройстве, обременений в части сохранения зеленых насаждений.

– Разговоры, что кто-то что-то повредил – я думаю, такие ситуации должны предусматриваться в контракте. Если на территории, запланированной под благоустройство, есть в наличии деревья, то подрядчик должен нести ответственность за сохранность зеленых насаждений, – пояснил он.

Благоустройство общественных пространств, в первую очередь, затрагивает центральную часть города. И, по словам Вячеслава Минакова, контроль требуется в первую очередь внедрить конкретно здесь – ведь именно центр является центром притяжения для жителей с различных уголков Воронежа. Впрочем, с таким подходом не совсем согласен депутат Воронежской городской Думы Алексей Панфилов.

– Представитель общественного движения сказал, что центр города важнее – здесь больше людей отдыхает. Не могу согласиться. Отдыхает, может, и больше, но живут люди по всему городу, и важно везде сохранить зеленые насаждения, сохранить необходимый баланс, – уверен он.

Стоит отметить, что проведенные в Воронеже социологические исследования показывают серьезную озабоченность, которую испытывают горожане по вопросу сохранения и развития зеленых зон в мегаполисе. В частности, более половины из них отмечают, что здесь требуется ужесточить нормативные акты, предусматривающие ответственность за негативное воздействие на деревья.

50% воронежцев уверены, что «лучше меньше, но – лучше»: мэрии нужно закупать для озеленения уже крупные, подрощенные деревья – несмотря на то, что из-за стоимости приобрести в таком случае удастся меньшее их количество. Тем более, что опыт работы с крупными насаждениями в Воронеже имеется – их активно высаживали, например, при реконструкции Кольцовского сквера, Советской площади и аллеи на ул. Орджоникидзе. А не так давно потребовалось перенести 27 возрастных лип с реконструируемого проспекта Революции на Аллею Славы, расположенную на Московском проспекте. Процедуру провели профессионально, и уже осенью на нечетной стороне центральной улицы областного центра, в том числе, вместо них высадят 125 остролистных кленов.

Иван Надвоицкий