Идея со вкусом провала

В Воронеже в связи с трагическими событиями в Казани чиновники от образования озвучили специфическое предложение – следить за информацией, появляющейся в родительских чатах в мессенджерах.

Глава управления образования и молодежной политики горадминистрации Любовь Кулакова «обратила внимание подчиненных на необходимость более внимательного отношения к обучающимся, их поведению и состоянию, а также к контенту интернет-ресурсов и родительских чатов, которые сегодня есть у каждой школы» (цитата по сайту мэрии). По мнению чиновницы, подобные меры могут послужить надежной профилактикой возможных инцидентов.

При внимательном прочтении озвученной идеи (если не поручения) возникает сразу несколько вопросов. Первый – и, пожалуй, очевидный: а до настоящего момента внимательно относиться к ученикам педагогам и сотрудникам школ было не нужно? Это дополнительная опция, включение которой происходит только по требованию и вслед подобной трагедии? Странно, нам всегда говорилось, что школа – это второй дом, где тебя поймут, подскажут, выслушают, если с поддержкой возникли сложности. А тут получается, что педагогам, по сути, специально приходится «включать» внимательность к своим подопечным – по требованию властей?

С другой стороны, даже при выполнении подобных советов со стороны горадминистрации что должны будут делать учителя в случае, если увидят признаки потенциально агрессивного или деструктивного поведения у детей? Совершенно непонятно, есть ли согласованный механизм действий в таких ситуациях? Представьте: ваш ребенок по какой-то причине привлек такое внимание педагога – и тот вызвал вас на беседу. Первая реакция, с которой столкнется школа – жесткое неприятие претензий со стороны родителей. Если сегодня даже в плохих оценках детей и отсутствии у них знаний принято винить учителя, то стоит ли ждать содействия в подобной ситуации? Альтернатива – обращение к правоохранителям или в соцслужбы, правда, это совсем фантастика, поскольку поводом для таких действий должны быть весомые проблемы (насилие по отношению к людям и животным, прямая агрессия, издевательства над одноклассниками и другое). Соответственно, в итоге необходимой реакции, скорее всего, не будет – а вот ответственность со школы формально окажется снята.

Третий вопрос – а как именно учителя должны будут внимательнее следить за родительскими чатами? Проще говоря, на какие слова они обязаны реагировать? Простите, но мне сложно представить, чтобы родители школьника написали в чат, что их ребенок демонстрирует признаки агрессии, читает запрещенные сайты и засматривается на оружие. Поправьте меня, если ошибаюсь.

Итог – странная мысль, почти изначально обреченная на провал. Следить, запрещать и не пущать – позиция, опробованная в разные годы и своей эффективности не доказавшая. Если на нее – эффективность – в принципе в этой ситуации есть спрос.

Татьяна Омельченко

Это интересно