Сергей Лукин: Сфера образования нуждается в системной модернизации

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в «Открытом диалоге» с вице-премьером Татьяной Голиковой, состоявшемся в Совете Федерации 16 марта. Темой обсуждения стала разработка Правительством РФ стратегии развития системы образования в нашей стране. Были предметно рассмотрены вопросы, охватывающие общее, среднее специальное и высшее образование во взаимосвязи с потребностями рынка труда.

Татьяна Голикова указала на то, что текущая демографическая ситуация демонстрирует важность вовлечения на рынок труда молодежи, поскольку 34% в регистрируемой безработице на сегодняшний день составляют люди в возрасте до 29 лет. При этом все большее количество школьников – порядка 60% выпускников девятых классов – выбирает для себя среднее специальное образование, планируя продолжить обучение в техникумах и колледжах.

Сенатор Сергей Лукин, проведший серию предварительных совещаний с региональными органами образования, обозначил ряд острых вопросов.

– Большинство субъектов федерации сталкивается с целым комплексом проблемных моментов, требующих скоординированных действий на федеральном уровне, в том числе, внесения изменений в законодательную базу. Сфера среднего специального образования в настоящее время, в основном, является зоной ответственности регионов, в то время как их бюджетные возможности, как правило, не позволяют выделять ассигнования, необходимые для обеспечения учебного процесса на должном уровне. В результате безнадежно устаревает материальная и производственная база учебных заведений, компетенции преподавателей, а образовательные программы не соответствуют требованиям работодателей. Необходимо также намного более плотное сотрудничество предприятий-работодателей с учебными заведениями, – рассказал Лукин.

По мнению Сергея Лукина, система среднего профессионального образования нуждается в коренной модернизации – только тогда она сможет готовить специалистов, пользующихся спросом на рынке труда.

В своем выступлении Татьяна Голикова проинформировала верхнюю палату парламента о том, что в настоящее время Правительством РФ ведется активная работа по выработке мер по развитию системы среднего профессионального образования, в том числе, в части гибкости образовательных программ. Продолжается оснащение мастерских учебных заведений высокотехнологичным оборудованием с ориентацией на создание учебных производств. На сегодняшний день за счет средств федерального бюджета в объеме 7,4 млрд руб. создано более 1,5 тыс. мастерских, а в 2021 г. предусмотрено 4,4 млрд руб. на открытие еще 700 мастерских.

С начала реализации национального проекта «Образование» повышение квалификации прошли более 15 тыс. мастеров производственного обучения. К 2024 г. планируется, что пройдут переобучение 35 тыс. преподавателей.

Также вице-премьер обратила внимание на готовность бизнеса участвовать в подготовке профессиональных кадров – прежде всего, речь идет о дуальном образовании, когда предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы.

Сенатор Сергей Лукин отметил перспективность такого подхода.

– Дуальная система обучения предусматривает сочетание получения теоретических занятий в образовательной организации с периодами производственной деятельности на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые современные компетенции. Обучающийся уже на ранних этапах включается в производственный процесс, – пояснил Сергей Лукин. – Все это позволяет осуществить успешную профессиональную и социальную адаптацию будущего специалиста.

Дмитрий Аксенов