Редакция портала «Обозреватель.Врн» продолжает подводить тематические итоги уходящего года. Второй рейтинг (напоминаем – составленный в соответствии с исключительно субъективным мнением журналистов) посвящен промышленности и примкнувшей к ней транспортной сфере.
И пусть объединение этих крупных направлений никого не удивляет: промышленность региона в 2016 г., честно говоря, с информационной точки зрения особенно не впечатляла. Позитивные моменты, конечно, есть – здесь и радующий стабильностью индекс промпроизводства (по итогам 10 месяцев он составил 104,6% при 100,3% — в среднем по России), и открытие новых предприятий. Но действительно знаковых событий, претендующих на региональный масштаб, в памяти народной как-то не отложилось. Так что присоединение «транспортной» тематики – мера, считай, вынужденная. Итак, пройдемся по ТОП-5.
- Перспектива создания особой экономической зоны (ОЭЗ).
О проекте по открытию ОЭЗ промышленно-производственного типа возле Масловского индустриального парка говорится давно – сама идея активно обсуждается с 2010 г. Правда, пока перейти от слов к делу по разным причинам не удается: еще в конце 2015 г. о создании площадки говорили, как о вопросе решенном – представители департамента экономразвития региона с убежденностью заявляли, что необходимые для создания ОЭЗ документы отправлены на рассмотрение в Минэкономразвития, так что одобрения заявки можно ожидать в ближайшее время. Планы, надо признать, выглядели внушительными: за счет создания площадки, сулящей различные налоговые бонусы для будущих резидентов, в экономику региона планировалось привлечь около 30 млрд руб. частных инвестиций за семь лет. И потенциальные заинтересанты у ОЭЗ уже были – намерения разместить собственные производства в новой зоне подтвердили семь компаний.
Но не сложилось – правительство РФ решило приостановить процесс создания особых экономических зон в стране. В итоге проект воронежской ОЭЗ также оказался заморожен – хочется верить, что временно. Правда, сейчас в Минэкономразвития, по всей видимости, не до прояснения перспектив особых экономзон – с учетом скандала вокруг задержания экс-главы ведомства Алексея Улюкаева по подозрению в получении взятки в 2 млн долларов. А в связи с этими событиями делать упор на том, что проштрафившийся бывший министр еще летом 2015 г. поддержал проект по созданию ОЭЗ в Воронежской области, местным чиновникам, естественно, не с руки.
Конечно, власти региона предпринимают различные попытки «протолкнуть» проект – в частности, возможность создания площадки в конце октября обсуждалась в Совете Федерации. Члены комитета верхней палаты парламента по экономической политике даже собирались предложить коллегам из Госдумы сделать для воронежской концепции исключение, согласовав реализацию проекта. Правда, видимых результатов эти инициативы – если они и имели место – пока не принесли.
- Вывод на полную мощность шестого энергоблока Нововоронежской АЭС.
Запуск на Нововоронежской АЭС энергоблока №6 – по оценкам экспертов, самого мощного в стране – вполне мог бы претендовать на статус наиболее важного события в промышленности региона в 2016 г. Посудите сами: инновационный энергоблок, как уверяют на НВ АЭС, является первым в мире оборудованием подобного типа (нового поколения 3+), вышедшим на этап опытно-промышленной эксплуатации. Окончательный ввод энергоблока в строй увеличит суммарную мощность станции в 1,5 раза – а значит, сделает существенный вклад и в экономику региона.
В концерне «Росэнергоатом» еще в конце октября делали оптимистичные прогнозы: предполагалось, что общая выработка электроэнергии на НВ АЭС по итогам года составит 16,2 млрд кВт/ч, причем на энергоблок №6 придется около 13,5% всего объема – 2,2 млрд кВт/ч.
Но пока использование инновационного оборудования на полную силу откладывается – из-за нештатной ситуации на энергоблоке, которую некоторые местные СМИ поспешили окрестить аварией. При проведении испытаний 10 ноября здесь произошел отказ электрогенератора, из-за чего оборудование пришлось отключить. Причиной инцидента, по предварительным данным, стало короткое замыкание. И хоть специалисты в один голос твердят, что остановка энергоблока была совершенно безопасной – дескать, инновационный блок оснащен уникальными системами защиты – многие скептики до сих пор ставят выводы атомщиков под сомнение.
Так или иначе, эффект оказался подпорчен – возобновление тестирования оборудования перенесено на январь 2017 г.
- Появление новых платных участков на трассе М4 «Дон».
Уходящий год оказался богат на события, связанные с обновлением федеральной трассы М4 «Дон». В августе госкомпания «Автодор» объявила анонсированный более года назад конкурс на отбор подрядчика для строительства 85-километрового участка магистрали в обход с. Лосево и г. Павловск. На лакомый контракт претендовали две организации – ООО «Трансстроймеханизация», входящее в структуру ПАО «Мостотрест», и Акционерное общество по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (АО «Донаэродорстрой»). За подряд, что и говорить, стоило побороться: победителю конкурса доставалось право заключить долгосрочное инвестсоглашение с ГК «Автодор», предусматривающее строительство и дальнейшую эксплуатацию на 20-летний срок четырехполосного участка трассы М4 «Дон» на территории Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов.
Победителем отбора, итоги которого в «Автодоре» подвели в начале декабря, стало ООО «Трансстроймеханизация» — как и предполагала редакция «Обозреватель.Врн». Компания выразила готовность возвести участок магистрали за 62,27 млрд руб. – на 100 млн дешевле, чем конкурент. Завершить строительство трассы организация должна до конца 2020 г. – за это время дорожникам предстоит не только проложить собственно полотно, но и возвести 35 мостов, пять развязок в разных уровнях и организовать семь площадок для отдыха.
Впрочем, сомневаться в исполнительности организации объективных поводов нет: в середине ноября ООО «Трансстроймеханизация» сдала другой участок М4 «Дон» — в обход с. Рогачевка и Новая Усмань в пригороде Воронежа. Возведение четырехполосного отрезка магистрали протяженностью 29 км с двумя разноуровневыми транспортными развязками и 14 путепроводами обошлось ГК в 16,9 млрд руб. – во всяком случае, именно такая сумма контракта озвучивалась изначально. Кстати, и данный участок дорожники продолжат обслуживать в течение 20 лет – этот пункт также был предусмотрен договором.
Правда, чистая радость от появления новой скоростной трассы в левобережном пригороде Воронежа для автомобилистов была недолгой: ее значительно омрачило известие о начале с 26 декабря эксплуатации участка в платном режиме. Часть автовладельцев до сих пор «не отошла» от возмущения необходимостью оплачивать проезд по дороге в обход Воронежа (к слову, волею судеб и госкомпании также возведенному ООО «Трансстроймеханизация»), а уж раскошеливаться за использование новой дороги водителей оказались не готовы тем более. Но тут ничего не поделаешь: хочешь ездить быстро и с комфортом – придется платить. И хорошо бы автомобилистам привыкнуть к этой мысли побыстрее, чтобы введение в строй обхода с. Лосево и г. Павловска не вызвало у них неприятных эмоций – ведь участок тоже будет платным.
- Успехи нефтегазового кластера Воронежской области.
Уходящий год без преувеличения стал прорывным для воронежского кластера производителей нефтегазового и химического оборудования. Объединение предприятий, головной структурой которого является ООО «Космос-нефть-газ», дало региону первый промышленный кластер, включенный в соответствующий реестр Минпромторга России. А попадание в этот список – не просто формальность: с 2016 г. участие в нем является обязательным условием для получения финансирования за счет федерального бюджета.
Новый статус уже принес первые плоды: в конце июля руководитель департамента промышленности региона Иван Шкуматов заявил, что представленный кластером проект отобран Минпромторгом РФ для предоставления мер господдержки. Федерация избрала для софинансирования предложение, связанное «с разработкой и производством продукции для нефтегазовой отрасли». При общем объеме необходимых вложений в размере 100 млн руб. до половины этой суммы планировалось выделить из госказны.
А декабрь ознаменовался для «Космос-нефть-газа» попаданием в национальный рейтинг технопарков России, подготовленный отраслевой Ассоциацией кластеров и технопарков. Конечно, воронежскому предприятию еще есть, куда стремиться – организация расположилась на 16 месте из 25 возможных. Но и эта оценка вполне может считаться существенным плюсом для объединения – если не финансовым, то репутационным. Другой вопрос – когда остальные кластеры, созданные на территории Воронежской области (по данным Центра кластерного развития региона, их, помимо нефтегазового, насчитывается уже восемь) начнут догонять «передовика»?
- Планы по строительству транспортной развязки на пересечении ул. Антонова-Овсеенко и 9 Января.
В самом скором времени – до конца ноября 2018 г. – в Воронеже наконец появится транспортная развязка на пересечении ул. Антонова-Овсеенко – 9 Января – Героев Сибиряков. По крайней мере, такие сроки прописаны в контракте, заключенном МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» с ООО «Дорожное строительство и ремонт» из подмосковного Пушкино. Подряд достался компании по максимальной цене в 663,67 млн руб., которые выделят из городского и областного бюджетов.
Объяснение отсутствию экономии простое: организация оказалась единственным участником торгов, объявленных горадминистрацией для отбора подрядчика на возведение объекта. Причем с первого раза найти желающих построить развязку у муниципалитета и вовсе не получилось – заявка той же подмосковной компании во время первого конкурса была отклонена.
Впрочем, согласно данным портала госзакупок, контракт с ООО «Дорожное строительство и ремонт» уже заключен – документ датирован 24 декабря. Правда, остается вопрос: как предприятие, в штате которого числится «менее пяти человек» (во всяком случае, такие данные приводило издание «Абирег» со ссылкой на «СПАРК-Интерфакс») будет выполнять условия соглашения? Хорошо, если компания выступит генеральным подрядчиком, поручив непосредственное строительство привлеченным организациям – о перспективе погрязнуть в пробках на окружной на неопределенный срок, если проект станет долгостроем, честно говоря, не хочется и думать.
В тему
Итоги-2016. Политика: Негарантийный случай и прощание с «матерым»