Какая боль! Какая боль!..: Следователи погрустили о прекращении дела в отношении экс-губернатора Воронежской области Кулакова

kulakovУголовное дело в отношении экс-губернатора Воронежской области Владимира Кулакова и его экс-заместителя Сергея Наумова прекращено за истечением срока давности. Соответствующая информация была размещена во вторник, 27 декабря, на официальном сайте регионального Следственного управления Следственного комитета РФ.

Пресс-релиз следователей полон экспрессии, что, в общем-то, нехарактерно для обычно сдержанного в проявлении эмоций ведомства.

– Следователями проведена колоссальная работа, направленная на установление всех обстоятельств произошедшего, а также изобличения виновных в совершении вышеуказанного преступления, – говорится в сообщении. – Объем уголовного дела составляет 99 томов, допрошено свыше 100 свидетелей, проведено более 20 обысков и выемок, в ходе производства которых изъяты документы – объемом свыше 15 000 листов, содержащие информацию, имеющую доказательственное значение по уголовному делу, проведены семь сложных судебных финансово-аналитических экспертиз, выполнен большой объем иных следственных и процессуальных действий.

Учитывая указанные масштабы проведенной работы, становится понятно, почему в ведомстве факт прекращения уголовного дела был воспринят столь негативно.

– Длительный срок расследования данного уголовного дела обусловлен затягиванием процедуры ознакомления с материалами уголовного дела со стороны обвиняемых и их защитников, в связи с чем в течение последних двух лет орган предварительного следствия был вынужден неоднократно обращаться в судебные инстанции с ходатайствами об ограничении срока ознакомления обвиняемых и их защитников с материалами данного дела. Лишь последнее из указанных ходатайств было удовлетворено, – объясняют следователи причины столь длительного периода расследования.

И – делают вывод о том, что именно из-за этого стало возможным истечение срока давности по преступлению, в котором обвиняли экс-руководителей Воронежской области. Поэтому при поступлении ходатайства от обвиняемых им не оставалось делать ничего иного, как только прекратить уголовное преследование.

О том, насколько не хотелось этого делать сотрудникам ведомства, может красноречиво свидетельствовать фраза, опубликованная в пресс-релизе.

– Проведенным расследованием вина Кулакова В.Г. и Наумова С.М. в совершении указанного преступления является полностью доказанной, – говорится в ней.

Хотя доказать или опровергнуть вину человека в совершении того или иного преступления в Российской Федерации может только суд.

– Я считаю – это для них счастье, что они закрыли дело, – прокомментировал решение следователей интернет-газете «Время Воронежа» сам Кулаков. – При нормальной правоохранительной системе это дело не пошло бы дальше прокуратуры. У них по закону не было другого выхода, кроме как прекратить уголовное дело. Но тут ведь действовали другие законы – законы организованной группы.

Напомним, Владимира Кулакова и Сергея Наумова обвиняли в превышении должностных полномочий при реализации в 2003-2004 гг. проекта ГУП «Воронежинвест», повлекших причинение тяжких последствий в виде существенного ухудшения финансово-экономического положения шести муниципальных районов Воронежской области, участвовавших в реализации указанного проекта. Общая сумма ущерба, якобы причиненного консолидированному бюджету Воронежской области (по мнению следователей) составила примерно 1 млрд руб.

В сообщении следственного регуправления есть один момент, требующий особого осмысления. Судя по размещенной в пресс-релизе информации, действия, расследуемые в рамках уголовного дела, относятся к периоду 2003-2004 гг. Соответственно, срок давности по данному преступлению (если оно, конечно, было) истек еще как минимум два года назад. Как раз те самые два года, в течение которых Кулаков якобы затягивал следствие, знакомясь с материалами. Возникает вопрос: а зачем вообще в течение этого времени требовалось заставлять его с ним знакомиться? Почему было не прекратить уголовное преследование сразу же после того, как стало понятно, что судебного процесса не будет, соответственно, все следственные и процессуальные действия (оплаченные, к слову, из средств налогоплательщиков) будут проведены впустую?

Как отмечал в интервью воронежским СМИ сам Владимир Кулаков, у дела этого были свои весьма определенные заказчики, имен которых он не назвал, пообещав сделать это после оглашения приговора. Если таковые действительно имелись, то именно им, а не экс-губернатору, было выгодно как можно более длительное затягивание уголовного дела, чтобы не допустить его рассмотрения в суде. И – отсутствие какого бы то ни было приговора.

Что получили возможные инициаторы преследования бывшего главы региона в итоге? То, что к 72 годам Владимир Кулаков подошел абсолютно обессиленным – как физически, так и эмоционально. Что, по идее, должно гарантировать его отказ от какой бы то ни было последующей публичной активности. Впрочем, нельзя забывать того факта, что до того, как занять губернаторское кресло, Владимир Кулаков работал начальником регионального Управления ФСБ – следовательно, сил и выдержки у него может быть значительно больше, чем предполагали оппоненты.

Хватит ли их экс-губернатору на то, чтобы поднять голову и вступить в открытое противостояние с теми, кто, как он убежден, сфабриковал против него дело? Назовет ли он хотя бы их имена? Узнаем в обозримом будущем.