Итоги-2016. Политика: Негарантийный случай и прощание с «матерым»

itogi-politikaВ канун новогодних праздников редакция портала «Обозреватель.Врн» начинает публикацию рейтингов самых значимых событий, произошедших в Воронежской области в уходящем году. На объективность не претендуем – основным мерилом при включении того или иного события в «Топ-5», по большей части, является собственное ощущение журналистов редакции. Впрочем, кто сказал, что это – плохо?

Итак, первый «топ» – политический. Что логично, учитывая разнообразие резонансных политических событий, произошедших в регионе за год – особенно в его последние месяцы.

  1. Отмена прямых выборов мэра Воронежа

Инициатива, выданная в стремительном порядке тремя городскими депутатами-единороссами Александром Головиным, Николаем Гребенкиным и Олегом Захаровым, поначалу как-то даже не воспринималась всерьез. Однако в считанные часы она прошла через сито профильной думской комиссии и оказалась в повестке дня следующего заседания Воронежской городской Думы, на котором парламентарии решили: публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав Воронежа (предполагающих как раз отмену всенародных выборов мэра) провести.

Сами слушания, однако, народные избранники провалили с треском. Большинство пришедших на мероприятие выразило свое полное несогласие с предлагаемыми изменениями. И это – при том, что в числе участников слушаний были лица, явно ангажированные определенными властными структурами для выражения весьма определенного мнения.

Впрочем, рабочая группа по подготовке и проведению слушаний не приняла в расчет возражения 20 из 32 выступавших, постановив: проект изменений в Устав вынести на рассмотрение депутатов. Которые, понятное дело, с удовольствием проголосовали за изъятие у населения права выбирать себе градоначальника.

Но нельзя сказать, что ситуация на этом разрешилась. Член Общественной палаты Воронежа Константин Квасов решил продолжать борьбу за возвращение всенародных выборов главы Воронежа и даже направил письмо лидеру партии «Единая Россия» Дмитрию Медведеву с просьбой дать оценку действиям его муниципальных коллег по партии и соответствию этих действий уставу «ЕР» (в той части, что парламентарии приняли решение, очевидно противоречащее мнению населения, для выражения которого они, собственно, и были избраны в гордуму).

Кстати, параллельно со стартом споров об отмене выборов главы Воронежа такая же дискуссия началась и в Лискинском районе Воронежской области – по поводу отказа от прямого избрания населением районного главы. Здесь, впрочем, все прошло тихо-мирно, потому что многолетний районный руководитель Виктор Шевцов открыто выступил с поддержкой инициативы. Мнение же главы Воронежа Александра Гусева по аналогичному вопросу было высказано не столь однозначно.

  1. Скандал на выборах в Госдуму с 4 тыс. голосов жителей Приднестровья

Прошедшие в сентябре выборы депутатов Государственной Думы РФ ознаменовались крупным скандалом, в центре которого оказалась Воронежская область. В результате жалобы, поданной на действия Избирательной комиссии Воронежской области архангельским кандидатом в депутаты от «Справедливой России» Ольгой Епифановой, выяснилось, что избирком Ленинского района Воронежа вольно обошелся с 4 тыс. голосов жителей приднестровского Тирасполя, приписанных к местным участкам. Вольность заключалась в том, что члены комиссии передали их «эсэрам», когда голосовали избиратели (естественно, массово) за «Единую Россию».

Казалось бы, зачем депутату-эсеру «мутить воду», когда подтасовки принесли дополнительные голоса ее партии? Но тут крылся маленький подвох. В результате этих манипуляций в Думу проходил лидер воронежской региональной группы «Справедливой России» Абубакар Арсамаков, в то время как Епифанова оставалась за бортом парламента. Однако после пересчета голосов результаты были исправлены, и воронежские справороссы остались без своего представителя в Думе, а Епифанова не только продлила полномочия народного избранника, но и получила пост вице-спикера нижней палаты российского парламента.

По неведомому стечению обстоятельств Арсамаков после этого принял решение понизить статус воронежского представительства возглавляемого им «Московского индустриального банка» – с филиала до операционного офиса. В кулуарах властных структур не исключают варианта, что сделано это было в качестве возмездия за неисполнение гарантийных обязательств по прохождению в парламент, выданных ему региональной властью. Кроме этого, оказались свернуты инвестиционные проекты, которые Арсамаков планировал реализовать на территории Воронежской области.

Последствия для губернатора и облправительства могли быть куда более серьезными – председатель Центризбиркома Элла Памфилова пригрозила доложить президенту Владимиру Путину не только о вскрытых нарушениях, но и о возможном участии руководства региона в указанных манипуляциях. Однако обошлось. Для всех, кроме председателя облизбиркома Владимира Селянина, которому пришлось сначала уйти в отставку с должности руководителя комиссии, а затем и покинуть избирком вообще.

Сакральная жертва, вроде, была принята, правда, еще некоторое время Селянину не давали спокойно жить, припоминая ему, в том числе, «полузаконные» переходы с поста председателя облизбиркома на должность заместителя председателя – якобы ради получения «золотого парашюта». Впрочем, в последние месяцы тема эта более не муссируется, нового председателя ЦИК согласовала из числа людей губернатора Алексея Гордеева, из чего можно сделать вывод: все участники процесса приняли решение оставить этот «казус» в прошлом.

  1. Выборы в Госдуму: скучные и предсказуемые

Результаты выборов в Госдуму в любой иной ситуации должны были бы занимать первую строчку «политического рейтинга». Однако не в Воронежской области и не в этот раз. Прежде всего, потому что были они до тошноты предсказуемыми и не несли в себе совершенно никакой интриги.

Еще на этапе выдвижения кандидатов стало ясно, что от Воронежской области не будет баллотироваться действующий депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», руководитель регионального отделения «эсэров» Олег Пахолков – по неофициальной информации, причиной этого стали некие договоренности между лидером партии Сергеем Мироновым и губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым, с которым Пахолков так и не сумел выстроить отношения. Его заменили на Абубакара Арсамакова, и чем завершилась эта эпопея, мы написали выше.

Еще «веселее» поступили либерал-демократы, которые даже не взяли в обойму действовавшего на тот момент депутата от Воронежской области Сергея Журавлева, разделив регион на четыре избирательных округа, на каждый из которых поставив малоизвестных личностей – то есть, по сути, слив регион под ту же «Единую Россию».

КПРФ, впрочем, тоже не стала биться за все возможные мандаты – объединив в территориальную группу Воронежскую и Белгородскую области, партия обеспечила прохождение по партсписку только одного кандидата от нашего региона – Сергея Гаврилова. Его партнера по Госдуме VI созыва, апологета воронежской политики Руслана Гостева партия бросила на Павловский одномандатный округ, где он в сегодняшних условиях не имел никаких шансов бороться с выдвиженцем от «Единой России» Андреем Марковым. Гостев проиграл сокрушительно, хоть и отметил в интервью «Обозревателю.Врн», что результатов этих не признает никогда.

В итоге единственным депутатом, представляющим Воронежскую область от оппозиции, стал лидер «Родины» Алексей Журавлев. Впрочем, назвать оппозиционером человека, прошедшего в прошлый состав Думы по партсписку «Единой России», язык не поворачивается.

В итоге шестеро из семи прошедших в Государственную Думу кандидатов от Воронежской области оказались единороссами (да простят нас члены партии «Родина», Журавлева включим сюда же). Их могло быть и семеро – если бы не отказался от мандата губернатор Алексей Гордеев, возглавлявший территориальную группу, включавшую в себя Воронежскую, Липецкую, Владимирскую и Рязанскую области. Но в итоге его место перешло депутату Липецкого облсовета Владимиру Богодухову.

Напомним, в Госдуме VI созыва Воронежская область имела девять собственных представителей: пятерых – от «Единой России», двоих – от КПРФ, и по одному – от ЛДПР и «Справедливой России». В нынешнем созыве парламента представительство сократилось примерно на четверть, зато почти полностью «оединороссилось». Не исключено, что в этом и крылась «хитрая мысль» руководства Воронежской области.

  1. Выход на пенсию руководителя управления культуры мэрии Воронежа Ивана Чухнова

Сам по себе факт ухода на заслуженный отдых руководителя структурного подразделения муниципалитета, возможно, и не заслуживал бы отдельного упоминания в «Топ-5» главных политических событий года, если бы не одно «но» – на данной должности Иван Петрович проработал с… 1990 года!

Как отмечал сам руководитель, причиной его добровольного решения уйти на покой стал тяжелый рабочий график, который с возрастом становилось выдерживать все сложнее. Впрочем, по слухам, истинные причины, подтолкнувшие Чухнова на этот шаг, могли быть иными. В частности, он не был согласен с тотальным недофинансированием отрасли и необходимостью регулярно изыскивать дополнительные средства из бюджета управления на проведение мероприятий областного уровня. В этом контексте выглядит достаточно символичной ненавязчивая «просьба» из облправительства об увеличении городского финансирования проведения Международного Платоновского фестиваля искусств, прозвучавшая в аккурат перед увольнением руководителя.

К слову, еще не дожидаясь официального выхода на пенсию почтенного функционера, за его кресло развязалась нешуточная подковерная борьба: руководитель областного департамента культуры Эмилия Сухачева пожелала видеть на этом месте своего заместителя Марию Мазур, в то время как сам Иван Чухнов по согласованию с главой Воронежа Александром Гусевым готовил на эту должность собственного заместителя Андрея Харитонова. В результате сегодня Харитонов и руководит управлением. Правда, с приставкой «и.о.» – так что результаты пока возможны самые различные.

  1. Праймериз «Единой России» как насмешка над выборными процедурами

Вооружившись американским примером, «Единая Россия» вот уже несколько лет проводит в стране процедуру предварительного голосования. Как заявляется – чтобы определить наиболее достойных кандидатов на те или иные выборы. По факту — каждый год выборщики отдают голос за одних, а партруководство потом канализует их мнение, выдвигая кандидатами совсем иных людей, тем самым, видимо, подчеркивая отличия российского варианта праймериз от штатовского. Ну нельзя же копировать во всем – в эпоху санкций-то!

В 2016 г. особое «веселье» творилось на Аннинском округе, по которому изначально на предварительное голосование подозрительно не выдвинулось ни одного сильного кандидата. В результате здесь развернулась настоящая предвыборная борьба, победителем из которой вышел финдиректор ООО Промышленно-коммерческая фирма «Спецавтоинструмент» Андрей Хабаров. Как итог – «Единая Россия» не выставила здесь кандидата вообще, освободив округ для лидера «Родины» Алексея Журавлева.

Традиционный «единороссовский» цинизм был по достоинству оценен избирателями, прежде всего, из Воронежа. На участках, расположенных в областном центре, Журавлев вчистую проиграл выдвиженцу КПРФ Сергею Рудакову. Правда, не без помощи административного ресурса «родинцу» удалось взять свое на участках, расположенных в муниципальных районах Воронежской области. Которых, как известно, цинизмом не напугаешь. И не такое, как говорится, видали…