«Такого нет нигде!»: Чего ждать воронежцам от повышения стоимости проезда в общественном транспорте?

Буквально через неделю воронежцев ожидает очередное подорожание: с 14 июля стоимость проезда в городском пассажирском транспорте возрастет до 17 руб. И это – только дневной тариф, вечером и ночью (с 22.00 до 6.00) поездка в автобусе обойдется уже в 25 руб. Чем подобные новшества обернутся для горожан: станут ли поездки в маршрутках реально комфортнее или ничего, кроме дополнительных трат, изменения не принесут? Перспективы развития ситуации оценил корреспондент «Обозреватель.Врн».

Зачем это нужно?

По данным пресс-центра облправительства – который и сообщил о грядущем росте тарифа – необходимость повышения стоимости проезда связана с реализацией городской программы обновления общественного транспорта. О чем идет речь? Зимой и весной 2015 г. по итогам транспортных аукционов 13 предприятий-перевозчиков подписали с мэрией контракты на обслуживание городских маршрутов. Соглашения, рассчитанные на пять лет, предусматривают постепенную замену устаревшего подвижного состава – до 2019 г. Причем в документах прописаны четкие показатели по обновлению: в 2015 и 2016 гг. перевозчики должны были модернизировать по 30% своего автопарка (первыми с линий планировалось снимать автобусы, превысившие рекомендованные гордумой сроки эксплуатации – в зависимости от класса вместимости они составляют от 7 до 20 лет). А в 2017 и 2018 гг. компании обязаны обновить еще по 20% автобусов и маршруток.

Впрочем, договор предусматривал обязательства и со стороны властей – в первую очередь, по ежегодному росту тарифа. Так, в 2015 г. стоимость проезда должны была увеличиться на 25% от уровня 2014 г., в 2016 г. – на 13% от показателя 2015 г., а в 2017 и 2018 г. – на 12% и 10% соответственно. Однако реально муниципалитет пока выполнил свою часть соглашений только один раз – в 2015 г., когда цена проезда в автобусах выросла с 12 до 15 руб.

Тут надо вспомнить, что обычно стоимость билетов в городском транспорте Воронежа индексировалась почти каждый год. Правда, до лета 2012 г. поездки в «Газелях», «ПАЗах» и автобусах большой вместимости обходились в разные суммы, а затем цену унифицировали.

Рост стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа

Что это даст? 

Главный аргумент властей – с которым, честно говоря, сложно не согласиться: без роста тарифа невозможно добиться обновления автопарка транспортных предприятий.

– Происходить это будет в том числе и за счет частных инвестиций: сами перевозчики планируют существенно увеличить собственные вложения в обновление состава и безопасность перевозок граждан и их багажа, – отмечено в сообщении пресс-центра облправительства.

Объем инвестиций частников в обновление автопарка 

Действительно, только за последние 3,5 года частные компании вложили в модернизацию автобусов 1,37 млрд руб. – такие данные привел руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов, выступая с отчетом в мэрии в начале июня.

Обновление подвижного состава в Воронеже по классам вместимости 

Таким образом, в 2014 г. частные перевозчики обновили 130 единиц техники, в 2015 г. – 249 автомобилей, в 2016 г. – 261 автобус. Правда, указанные здесь цифры основаны на докладе чиновника, озвученном 13 февраля. В своем июньском отчете Владимир Анисимов привел немного другие данные – согласно им, в 2015 и 2016 гг. перевозчики приобрели по 238 единиц техники. Куда же «исчезли» 34 автобуса за три месяца, прошедшие между выступлениями руководителя управления? С одной стороны, нельзя исключать банальную техническую ошибку при подготовке второго доклада. Впрочем, сверить данные с информацией на официальном сайте мэрии не вышло – по какой-то причине релиз с оперативного совещания от 5 июня, где была озвучена эта информация, с ресурса исчез.

С другой стороны, появившаяся «дельта» в отчетах чиновника может иметь и другую природу: как рассказал в интервью порталу «Обозреватель.Врн» председатель городского Совета руководителей транспортных предприятий Дмитрий Крутских, у некоторых перевозчиков возникли сложности с лизинговыми компаниями, ранее обеспечившими поставку новых автобусов. Так как предусмотренного договорами с мэрией роста тарифа на проезд в 2016 г. не произошло, у предприятий появились проблемы с погашением лизинговых платежей – как следствие, у некоторых перевозчиков стали изымать приобретенную ранее технику. Не отсюда ли разница в цифрах?

А как у соседей?

Понятно, что грядущее повышение стоимости проезда многие горожане воспримут явно без восторга. Примирить воронежцев с подобной перспективой власти попробовали с помощью привычного метода: сравнения с другими городами.

– Даже после повышения стоимость проезда в Воронеже останется одной из самых низких в Центральном федеральном округе, а также в городах-миллионниках, – заверили в пресс-центре облправительства. – Даже в ряде не столь больших городов стоимость проезда выше. В Ярославле на всех видах городского транспорта она составляет 23 руб., а в Тюмени горожане платят 22 руб. за проезд еще с 2015 г.

И действительно – во многих областных центрах стоимость проезда в автобусах и маршрутках оказалась ниже, чем в Воронеже. Например, возьмем статистику по регионам Черноземья.

Стоимость проезда в общественном транспорте, руб. 

Для наглядности приведем и данные о тарифах на пользование городским транспортом в паре «миллионников» и не столь крупных городов ЦФО.

Так, в Красноярске проезд в транспорте обходится в 22 руб. при оплате наличными, а по карте – от 19 до 21 руб. В Перми билет в маршрутке стоит 20 руб. – вне зависимости от формы расчета.

Если говорить о городах ЦФО, то в Калуге, к примеру, поездка в троллейбусе обойдется в 19 руб., а на автобусе – в 22 руб. Куда более демократичные цены на транспорт – в Брянске: за проезд в автобусе придется заплатить 16 руб.

Татьяна Омельченко

Мнение экспертов

Председатель городского Совета руководителей транспортных предприятий, глава совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских от комментариев по поводу повышения стоимости проезда отказался.

Его примеру последовали и другие опрошенные нашим изданием участники рынка – лишь один представитель транспортной компании на условиях анонимности рассказал, что «перевозчиков в приказном порядке заставили подписать инвестсоглашения с горадминистрацией, по которым компании должны в течение трех ближайших лет вложить в модернизацию общественного транспорта Воронежа более 3 млрд руб.».

– Простая арифметика: если в среднем автобус на 100 мест стоит 5 млн руб., то на эту сумму можно купить 600 новых машин. А в Воронеже из примерно 1,2 тыс. единиц техники, которые обслуживают городские маршруты, около 70% – не старше пяти лет, – подчеркнул собеседник «Обозреватель.Врн». – То есть при вложениях, под которыми перевозчиков заставили подписаться, скоро у нас должна сложиться уникальная ситуация: все автобусы будут моложе трех лет. Такого нет нигде – даже в Москве! Особенно при имеющейся цене проезда!

Сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков придерживается другого мнения: предложенный тариф добиться серьезной модернизации подвижного состава перевозчикам не позволит.

– Из модернизации автопарка в Воронеже в последнее время сделали какой-то фетиш: есть даже специальная программа. Но ведь обновление автобусов – это повседневная работа транспортных предприятий, ничего уникального в ней нет. В среднем перевозчики должны ежегодно менять от 10 до 18% своего автопарка – просто машины стареют, периодически ломаются и выходят из строя. Поэтому в любом тарифе изначально должна быть заложена инвестиционная составляющая – средства, которые компания потратит на амортизацию своей техники, – добавил общественник. – Другой вопрос: идут ли эти деньги именно на замену автобусов – или просто прибавляются к прибыли перевозчиков? Если актуален второй вариант, то инвестиционную составляющую можно заложить какую угодно – толку от этого не будет.

Эксперт обратил внимание и на другой момент: в основном транспортные компании закупают новую технику малой и средней вместимости, а большие автобусы «часто заменяют «бэушными» машинами, откатавшими какой-то срок в других городах».

– Да, иногда закупают и совершенно новые автобусы, но редко. Так что такое обновление можно назвать только условным, – резюмировал Юрий Новиков. – Поэтому ожидать какого-то серьезного улучшения качества в транспортном обслуживании не приходится. Важно понимать, что если мы хотим иметь нормальный общественный транспорт, то проезд должен стоить не 17 и даже не 20 руб. – при сегодняшних-то условиях. А для того транспорта, который мы в Воронеже имеем сейчас, стоимость проезда в 17 руб. – вполне оправдана.