Грудью встанут на пути: Горожане разгромили концепцию мэрии Воронежа по строительству дороги через Нагорную дубраву

Фиаско для городских властей обернулись публичные слушания, прошедшие в понедельник, 11 декабря, по вопросу утверждения программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Воронежа, рассчитанной до 2020 г. Обсуждение концепции, по сути, превратилось в противостояние сторонников и противников единственного отраженного в документе объекта – дороги, которая должна пройти по территории природного заказника «Нагорная дубрава». За попытками горожан «достучаться» до чиновников наблюдал корреспондент «Обозреватель.Врн».

Планов – громадье

Проект развития транспортной системы столицы Черноземья до 2020 г. участникам слушаний представил и.о. руководителя управления дорожного хозяйства горадминистрации Олег Котов. По его словам, новый документ – это дополнение к одноименной муниципальной программе. Докладчик подробно расписал проблемы, характерные для улично-дорожной сети (УДС) Воронежа – например, неактуальность основной части магистралей, сформированных еще в 50-60-е гг. XX века и, естественно, не учитывавших роста автомобилизации населения и темпов застройки города и прилегающих районов.

– В настоящее время уже сложилась ситуация, при которой существующие дороги не справляются с трафиком, а в «часы пик» регулярно возникают многокилометровые пробки, – посетовал Олег Котов. – Кроме того, если учесть перспективное развитие городских территорий – микрорайонов Шилово и Подгорное, «Озерки» – и примыкающих к Воронежу поселков Отрадное и Ямное, нагрузка на УДС возрастает в разы.

Проект (точнее, концепция), представленная на слушаниях – начинание весьма затратное. Понятно, что собственными силами муниципалитету эти планы не потянуть: представитель мэрии оговорился, что основную часть финансирования предполагается получить за счет средств федерального бюджета и областного Дорожного фонда. Чтобы снизить финансовую нагрузку (и, соответственно, повысить шансы на реализацию проекта), предложение разбили на три этапа.

На первом из них планируется:

  • Создать «дублер» Московского проспекта – от ул. Вл. Невского до ул. Кольцовская (за счет реконструкции ул. 60-й Армии, Солнечная и Свободы)
  • Построить транспортную развязку на пересечении ул. Остужева и Ленинского проспекта (финансированием проект до сих пор не обеспечен)
  • Реконструировать ул. Циолковского – от ул. Героев Стратосферы до ул. Ильюшина со строительством путепровода через железную дорогу и транспортной развязки в месте примыкания к окружной дороге (в районе ул. Ильюшина). Предполагается, что эта магистраль станет альтернативой ул. Димитрова.

В рамках второго этапа реализации концепции чиновники запланировали создание правобережного «кольца». Для этого потребуется выполнить реконструкцию развязки на пересечении Московского проспекта с ул. Антонова-Овсеенко с последующим строительством 4-полосной дороги до ул. Ломоносова – как полагают участники слушаний, по территории Нагорной дубравы.

Кроме того, проектировщики предусмотрели прокладку дороги от ул. Антонова-Овсеенко и Ломоносова до Северного моста – магистраль пройдет по набережной Максима Горького. Масштабные проекты затронут и юго-западную часть города. Здесь предполагается построить дороги от ул. Острогожская до существующей развязки у ВОГРЭСовского моста, от имеющейся развязки на пересечении ул. Героев Сибиряков и проспекта Патриотов до ул. Острогожская (с возведением транспортной развязки).

Третий этап – самый отдаленный и, пожалуй, наиболее затратный. Как раз на этой стадии завершится создание полного кольца вокруг Воронежа: для этого необходимо возвести мост «Северный-2» (за железнодорожным мостом) с выходом на ул. Панфилова с ее дальнейшей реконструкцией под 4-полосное движение до развязки на пересечении с трассой М4 «Дон». Южный радиус замкнет еще один новый мост – его планируется разместить за ВОГРЭСом, соединив ул. Острогожская в Шилово с ул. Новосибирская на левом берегу.

– Еще раз прошу отнестись к данному проекту как к концепции: конкретные трассы появятся только на стадии проектирования. Как раз на этом этапе возможны любые корректировки по направлению трассы, – подчеркнул Олег Котов.

Отдельного упоминания заслуживает и стоимость обозначенных планов. Как пояснил докладчик, объем необходимых средств на мероприятия, которые планируется реализовать только до 2020 г. (читай – в рамках первого этапа), составляет почти 14 млрд руб.

– Масштабы огромные, – заключил чиновник.

Спор о «фантазиях»

Формально следующим свою часть выступления должен был озвучить представитель управления городского транспорта: замглавы структуры Владимир Бухонов даже приступил к чтению доклада о развитии системы общественных перевозок, но вскоре его перебили выкриками со зрительских рядов.

– Мы пришли против дороги в Нагорной дубраве высказаться, а не про автобусы слушать! – возмутилась женщина в середине зала, получив одобрительные возгласы от соседей.

Последовавшие события показали, что именно перспектива строительства магистрали на территории природного заказника «Нагорная дубрава» интересовала подавляющее большинство участников слушаний.

Представитель ТОС «Лесная поляна» Юлия Жидко поинтересовалась у Олега Котова, какими документами руководствовались проектировщики при создании концепции.

– Генпланом, – заверил чиновник.

– А разве может при этом проект идти в разрез с этим же Генпланом? – продолжила женщина.

– Конечно, нет, – категорично ответил представитель мэрии.

И, как оказалось, этой фразой загнал себя «в ловушку»: к радости большинства присутствовавших Юлия Жидко провела для чиновников небольшой экскурс в историю проекта, предполагающего прокладку дороги в Нагорной дубраве. Так, изначально тема строительства трассы поднималась еще в 2008 г.: тогда была утверждена схема размещения магистралей, включавшая дорогу через заказник – от развязки на пересечении Московского проспекта и ул. Антонова-Овсеенко до ул. Ломоносова. Однако на публичные слушания этот проект был вынесен много позже – только в июне 2013 г.

– Участники того мероприятия категорически высказались против строительства дороги – и это при том, что на деревьях в заказнике – на вековых дубах! – уже кто-то поставил отметки под будущую вырубку! – эмоционально рассказала женщина. – Тогда решение было однозначным: дороги на территории Нагорной дубравы быть не может!

Вопрос Олега Котова, интересовавшегося «При чем тут деревья?», выступающую с толку не сбил. Активистка выстроила четкую взаимосвязь между итогом публичных слушаний четырехлетней давности и событиями сегодняшнего дня. Она напомнила, что тогда власти пошли навстречу горожанам: к местным жителям даже приезжал Александр Гусев (на тот момент – вице-губернатор и кандидат на пост мэра Воронежа), лично выступивший «гарантом» отказа от строительства дороги. Добились бы граждане запрета на возведение дороги, не развернись скандал прямо в разгар предвыборной гонки – кто знает. Но тем не менее, проект отправился в корзину, а сотрудникам управления главного архитектора было дано распоряжение – исключить территорию Нагорной дубравы из Генплана, чтобы прокладка магистрали в заказнике окончательно стала невозможной. Это поручение чиновники выполнили.

– Как получилось, что концепция идет вразрез с действующим Генпланом? Дороги здесь быть не может ни при каких условиях! – возмутилась Юлия Жидко. – Нагорная дубрава – национальное достояние, мы не можем променять его ни на дорогу, ни на что другое!

Зал встретил выступление активистки дружными аплодисментами.

Олег Котов, правда, попытался переубедить собравшихся – подчеркнув в очередной раз, что речь идет не о конкретном проекте, а лишь о «концепции». Правда, чиновник признал, что в ряде аспектов документ не соответствует действующему Генплану – тут же добавив, что необходимые изменения в него власти рассчитывают внести в ближайшее время.

– Так, может, надо сначала принять Геплан, который отвечал бы интересам всех жителей – в том числе, и в части экологии? А потом на его основе и создавать ваши концепции? – обратилась к представителю горадминистрации активистка. – Сравните проект дороги образца 2008 г. и новый, какие в них отличия? Я не нашла ни одного!

Впрочем, и.о. руководителя управления дорожного хозяйства мэрии не оставлял надежды переспорить горожан: он убеждал, что говорить о конкретном месте прохождения будущей трассы пока слишком рано – в концепции указан лишь примерный вариант. Так что оценивать масштабы предстоящей вырубки (по оценкам жителей, под топор отправится около 10 га дубравы) «некорректно».

– Поймите: без принятия концепции нельзя готовить проект! Концепция рассчитывается как минимум на перспективу 10 лет, а мы говорим о мероприятиях, которые надо выполнить до 2020 г. Если нам до этого времени удастся реализовать то, что заложено в рамках первого этапа – это уже будет хорошо! – заявил Олег Котов. – И вообще: принятие этой концепции – требование к местным властям, и от его выполнения будет зависеть выделение финансирования уже в 2018 г.

Но беспокойства чиновника по поводу перспективы остаться без финансовой поддержки собственных начинаний участники слушаний явно проигнорировали.

По сути, все возмущения участников слушаний Олег Котов мог прекратить очень быстро – лишь заявив, что дорога по территории заказника не пройдет. Кстати, именно это обещание чиновника и попросили дать граждане – раз уж четыре года назад сам мэр Воронежа такое заявление сделать не побоялся. Однако и.о. главы управления этот момент деликатно обошел: заявив жителям, что они «путают понятия концепции и проекта», он заверил – все предложения «будут внесены в протокол». Надо ли говорить, что такой ответ активистов не устроил!

– На чем основана эта концепция? На каком нормативном документе? – пыталась добиться от чиновников Юлия Жидко. – Сколько еще раз мы должны возвращаться к вопросу строительства дороги в Нагорной дубраве?! Откажитесь от этой идеи, оставьте ваши фантазии – этой дороге там не бывать! Мы грудью встанем на пути, но строительства не допустим!

Альтернативы нет? 

Возмущение участников слушаний, то и дело аплодировавших выступлениям противников прокладки магистрали, только усиливалось после попыток Олега Котова представить «концепцию» в качестве единственно возможного варианта избавления этой части города от транспортного коллапса. Причем в ходе обмена репликами позиция управленца несколько раз менялась: то он уверял, что о прохождении магистрали именно по территории Нагорной дубравы говорить рано, то отстаивал его как единственно возможный проект. Правда, позднее чиновник заявил, что дорога может пройти и в другом месте – например, «вдоль детской больницы». И упоминание о наличии там линии ЛЭП с охранной зоной его, видимо, не смутило.

– Единственное преимущество этого района – лес и прекрасная экология. Только на это мы ориентировались, когда строили здесь жилье 5-10 лет назад – а вы хотите это отнять! – подытожила еще одна выступающая, жительница массива «Лесная поляна-3». – Транспортные чиновники, услышьте нас: вам придется считаться с мнением общественности. Будете назначать публичные слушания – мы придем на них, будете нас игнорировать – мы выйдем на митинги, а потом и в суды! Вам придется отказаться от этой идеи!

Хватит ли двухчасовой дискуссии с участием примерно 120 человек для того, чтобы авторы концепции окончательно «похоронили» проект строительства дороги по Нагорной дубраве? Сейчас оценить крайне сложно: пожалуй, это решение придется принимать лично мэру Воронежа, а то и чиновнику более высокого ранга. Впрочем, буквально перед слушаниями «Вести-Воронеж» распространили заявление руководителя департамента транспорта и автодорог Максима Оськина, четко обозначившего: дороги на территории природного заказника не будет. Хотя Олег Котов об этом, видимо, не знал…

Татьяна Омельченко

Это интересно

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.