Первое транспортное: Строительство кольцевой дороги вокруг Воронежа обойдется примерно в 14 млрд руб.

Областные власти анонсировали планы по создание кольцевой автодороги вокруг Воронежа – пожалуй, наиболее амбициозного проекта дорожного строительства в столице Черноземья за последние годы. Подробности организации будущей магистрали раскрыл руководитель департамента транспорта и автодорог региона Максим Оськин на пресс-конференции в понедельник, 9 октября.

Судя по словам чиновника, в основу проекта лягут существующие магистрали: на правом берегу водохранилища в состав кольцевой может войти «окружная» дорога, опоясывающая Северный микрорайон и уходящая в Советский район, а на левом – часть трассы М4 «Дон» в обход Воронежа. Эти разрозненные пока участки планируется соединить в единую сеть – в том числе за счет создания сразу двух мостов.

– Строительство двух мостов – это потребность на далекую перспективу. Ее мы хотим реализовать на основе принципа государственно-частного партнерства, – добавил Максим Оськин.

О каких мостах речь? Это переправа, которая соединит территорию возле ВПС-4 на правом берегу и Отрожку – на левом (за Северным мостом), а также Южный мост на ул. Лебедева.

Фактически при создании дороги предполагается организация двух колец – большого и малого. Для возведения последнего потребуется продлить набережные на правом берегу водохранилища, затем дорога пройдет вдоль поселка Рыбачий. Также строители организуют съезд с ул. Острогожская в сторону Вогрэссовского моста. Большое кольцо охватит куда большую территорию: по словам Максима Оськина, в левобережной части города оно пройдет по ул. Ильюшина с «пробивкой» через ул. Циолковского, где появится «облегченный» путепровод.

– Это позволит и закольцевать движение, и разгрузить застраиваемые микрорайоны самого Воронежа и пригорода – Отрадного в Новоусманском районе и ЖК «Озерки» (на ул. Ильюшина его возводит компания «Выбор» депутата облдумы, единоросса Александра Цыбаня). Кроме того, в рамках организации кольцевой дороги предусмотрена реконструкция части магистралей, которые проходят мимо аэродрома «Балтимор», – рассказал руководитель департамента.

Стоимость возведения кольцевой в Воронеже поражает воображение: по осторожным прогнозам руководителя департамента, оно обойдется примерно в 14 млрд руб. Правда, в эту сумму уже включено возведение двух новых путепроводов.

Возведение столь затратного проекта, понятно, бюджету региона потянуть не под силу. Как подчеркнул Максим Оськин, строительство кольцевой автодороги возможно только при участии федерального центра – а, точнее, во многом за его счет. В любом случае реализовываться проект будет только на условиях софинансирования: часть расходов покроет федеральный бюджет, остальные – область и муниципалитет. Однако процентное соотношение затрат будет зависеть от того, участия в какой федеральной программе сможет добиться Воронеж. Вариантов несколько: либо расходы делятся пополам между федбюджетом и консолидированными регионом и городом, либо федерация берет на себя львиную долю вложений – 70%. Оставшиеся 30% должны внести регион и сам Воронеж (чаще всего речь идет о 27% и 3% соответственно).

– Думаю, что вполне реально заявиться на участие в федеральной программе. Обоснование необходимости данного проекта есть, – заверил глава департамента.

Приступить непосредственно к строительству кольцевой – конечно, если федерация расщедрится – можно будет через два года. Оставшееся время, как рассказал Максим Оськин, уйдет на возведение отдельных «недорогих» (в масштабе всего проекта участков – например, дублера Московского проспекта) участков и подготовку проектной документации. Начать само возведение дороги власти рассчитывают в 2020 г.

При этом проект явно будет длительным: по словам руководителя департамента, полное возведение кольцевой потребует «не менее восьми лет» – правда, уже с двумя мостами. Таким образом, завершить его можно будет «в 2025-2027 гг.».

Стоит вспомнить, что идея организации кольцевой дороги вокруг Воронежа витает довольно давно: в частности, свой проект на данную тему предлагали активисты общественной организации «Город и транспорт». Но до последнего времени эта идея оставалась утопией – почти такой же, как и создание легкого метро. Однако неожиданно в конце сентября проект кольцевой получил поддержку областных властей – в рамках совещания, посвященного развитию улично-дорожной среды Воронежа, одобрение концепции высказал и губернатор Алексей Гордеев. Как заявили тогда участники заседания, спасти город от почти неизбежного транспортного коллапса в десятилетней перспективе поможет строительство улиц-дублеров крупных магистралей внутри города и создание кольцевой трассы вокруг мегаполиса. Это вариант эксперты назвали «единственным».

Не согласиться с ними сложно, да и необходимость создания кольцевой назрела давно. Единственный «тонкий» момент: только «миллионников» в России 15, и у каждого из них транспортных проблем – под завязку. Понятно, что большинство мегаполисов (за редким исключением типа Москвы и Санкт-Петербурга – и то не всегда) хотели бы получить финансовую поддержку своих проектов из федерального центра. И как в этом сонме просящих убедить чиновников самого высокого ранга отдать предпочтение именно Воронежу? Хотя – ничего невозможного нет: уж в лоббистских возможностях Алексея Гордеева сомневаться, вроде бы, поводов не было.

Татьяна Омельченко