Достучаться до «небес»: Воронежцы выйдут на митинг с требованием заморозить строительство ЖК «Чайка» на ул. Хользунова

Скандал вокруг одной из «проблемных» стройплощадок в Воронеже – возведении ЖК «Чайка» на ул. Хользунова – вышел на новый виток. Жители частного сектора, в непосредственной близости к которому несколько месяцев назад началось строительство 18-этажного ЖК группы компаний «Развитие» депутата Воронежской облдумы Сергея Гончарова, готовятся выйти на массовый митинг по поводу возведения высотки. Горожане не просто жалуются на шум и грязь от стройки – они заявляют, что просто боятся за свою безопасность – в том числе из-за близости площадки к действующей автозаправке. В конфликте между застройщиком и жителями разбирался корреспондент «Обозреватель.Врн».

«Чем мы это заслужили?» 

Митинг – дело решенное: уведомление о проведении акции против продолжения строительства ЖК «Чайка» жители частного сектора уже направили в мэрию областного центра. Символично, что выразить свое несогласие с действиями ГК «Развитие» горожане планируют в среду, 28 июня, в гайд-парке на ул. Кирова – напротив здания Воронежской облдумы, депутатом которой и является девелопер Сергей Гончаров. Предполагается, что к месту службы народного избранника отправятся до 300 недовольных его работой горожан.

Как рассказала корреспонденту «Обозреватель.Врн» жительница д. 101 на ул. Хользунова Галина Крахина, вынужденное соседство с будущей многоэтажкой жителей частного сектора не радует.

– Ситуация просто ужасная. Стройка расположена очень близко к нашим домам – например, от моего двора до этого здания всего 11 м. Если комплекс построят – а в нем 18 этажей – то эта махина будет нависать над частным сектором! До нас уже сейчас не доходит солнечный свет – а что будет, когда дом полностью достроят?! – возмущается женщина. – Никакого покоя у нас нет: постоянный шум и грязь, на наши участки летят бетонная стружка и пыль. Мы задыхаемся из-за этой стройки, но кого это волнует?

По словам Галины Крахиной, застройщик ни на какой контакт с жителями частного сектора не идет – его представители не явились на организованный в начале июня пикет, да и других путей урегулирования конфликта в «Развитии», похоже, искать не торопятся. Зато компания, как выяснилось, активно претендует на имеющуюся возле будущего ЖК инфраструктуру – например, на проезд к частным домам со стороны ул. Хользунова.

– Мы выбивали эту дорогу во всех инстанциях восемь лет, потратили массу нервов и сил – а Гончаров теперь хочет сделать здесь проезд к своему жилкомплексу и парковке! Хорошо прийти на все готовое! – делится активистка. – Да мы просто боимся – под этой дорогой проходит газопровод низкого давления, а на большие нагрузки этот проезд не был рассчитан. Если здесь будут сновать машины всех жильцов «Чайки», кто гарантирует, что не будет никаких утечек?

Обеспокоенные стройкой жители уже несколько месяцев бомбардируют все возможные инстанции письмами и жалобами – но пока тщетно.

– Мы обращались и в мэрию, и к губернатору, и в прокуратуру – но получаем одни отписки! Никто не хочет даже с нами встречаться, – сетует женщина. – Да, мы знали о том, что когда-нибудь рядом с нами будут что-то строить: но почему никто нам ничего не объяснил? О публичных слушаниях – если они вообще были – мы не знали, да и потом к нам никто не приходил. Почему такое отношение к людям, разве мы это заслужили?

Как на пороховой бочке 

Впрочем, конфликт с местными жителями – только часть клубка проблем, возникших у ГК «Развитие» в связи с возведением «Чайки». Претензии горожан поддержали и представители бизнеса – руководство расположенной возле стройплощадки автозаправочной станции (АЗС), ООО «Воронеж-автоойл» (работает под брендом «ВТК»). Гендиректор компании Сергей Зюзин солидарен с людьми, недовольными неудобным соседством – как и простые воронежцы, он обеспокоен безопасностью строительства.

– Жилой комплекс «Чайка» расположен крайне близко к АЗС – по данным прокуратуры Коминтерновского района города, от заправки до котлована всего 25 м. Это действительно опасно – любая искра, прилетевшая со стройки, или брошенный с балкона окурок может привести к трагедии. Представьте – если в это время на АЗС сливается бензовоз, возникает прямая угроза пожара и даже взрыва, причем с самыми страшными последствиями, – уверен бизнесмен. – Естественно, что в такой ситуации мы обратились в надзорные и правоохранительные органы для проведения проверки объекта. Согласно ответам, полученным из разных инстанций, стройка ведется с целым рядом нарушений – в том числе и пожарной безопасности.

Зона «отчуждения» 

Камнем преткновения в конфликте между руководством АЗС и застройщиком является соблюдение санитарно-защитной зоны (СЗЗ) вокруг автозаправки. Согласно действующим СанПиНам, АЗС относится к предприятиям IV класса опасности, санзона для которого составляет 100 м – на это указано и в ответе, полученном ООО «Воронеж-Автоойл» от регуправления Роспотребнадзора 13 апреля 2017 г. То есть девелопер «заступил» на землю, где строить жилье запрещено.

С другой стороны, может, соблюдение санзоны – некая формальность, нарушение которой не грозит серьезными рисками для жителей? Как пояснил корреспонденту «Обозреватель.Врн» главный санитарный врач региона Игорь Механтьев, это заблуждение.

– Санитарно-защитная зона – это территория, которая окружает производственный объект, способный оказать вредное воздействие на организм человека. Поэтому на территории СЗЗ постоянное проживание людей не допускается – это требование закона, – рассказал руководитель регуправления Роспотребнадзора. – Так что говорить о том, попадают жители под негативное воздействие в случае нарушения СЗЗ или нет, просто не приходится.

Игорь Механтьев напомнил также, что санзона вокруг объекта может быть сокращена – но лишь при соблюдении обязательных процедур. Собственно, на этом моменте настаивает и ГК «Развитие» – согласно документам, предыдущий застройщик, у которого компания выкупила площадку – ГСК «Реверс» – в 2013 г. обращался в Роспотребнадзор с просьбой об уменьшении санзоны до границы самой заправки. Однако до конца процесс так и не довел.

По словам Игоря Механтьева, процедура сокращения СЗЗ четко регламентирована, причем ее инициатором должно выступить предприятие, вокруг которого она и установлена.

– Первый этап в этом случае – расчетный. Проектировщики должны доказать, что негативное влияние от объекта распространяется не на нормативную территорию, а на пространство в меньшем радиусе. Но останавливаться на этом этапе нельзя – дальше предприятие должно заказать соответствующие натурные исследования, которые подтвердят правоту проектировщиков, – пояснил главный санитарный врач области. – Речь идет о серьезных лабораторных исследованиях, которые проводят специалисты – в частности, они оценивают уровень негативного воздействия от объекта с СЗЗ в разные сезоны года, при различной погоде и ветре. Только если результаты этих анализов покажут, что за границей предлагаемой санзоны нет вредного воздействия на людей – по уровню загрязняющих веществ, шуму, излучению и т.д. – тогда СЗЗ может быть сокращена.

Однако на текущий момент руководство автозаправки ни с какими предложениями по изменению границы санзоны не выходило – так что СЗЗ для объекта составляет 100 м.

Компромисс не нужен? 

Фото с сайта ГК «Развитие» 

Разбирательства между строительной компанией и владельцами АЗС грозят затянуться надолго – особенно если стороны решат доказать свою правоту в суде. Правда, есть и альтернативный вариант: снять саму причину конфликта, обезопасив жителей частного сектора и будущих покупателей ЖК «Чайка». Для этого надо провести реновацию и техническое перевооружение заправки, в том числе перенести резервуары с топливом под навес подальше от строящейся многоэтажки.

– Мы готовы пойти на такой шаг, чтобы устранить какую бы то ни было угрозу для окружающих людей. С этой целью мы направили руководителю ГК «Развитие» обращение, предложив компромисс: мы готовы обеспечить разработку современных проектных решений, но считаем, что оплатить работы должен тот, кто своими действиями создал эту угрозу, то есть застройщик, – пояснил Сергей Зюзин. – Я убежден, что это требование нельзя назвать чрезмерным: опасность возникает исключительно из-за строительства в санзоне АЗС, что подтверждают и в надзорных органах. И если ничего не предпринимать, то возможны трагические последствия.

Кроме того, гендиректор автозаправочной станции подчеркнул, что строительной компании стоит учесть и опасения местных жителей – ведь «бизнес должен улучшать жизнь людей, а не превращать ее в кошмар». Впрочем, пока ГК «Развитие» искать пути выхода из конфликтной ситуации, похоже, не собирается – бизнесмены, как и простые горожане, действенной реакции от девелопера до сих пор не увидели.

Вместо заключения 

Жители частного сектора, собирающиеся выйти на митинг, настроены решительно: их главным требованием, по словам Галины Крахиной, станет полный запрет на продолжение строительства «спорного» ЖК. Горожане подготовили новые обращения – в городскую прокуратуру, в Госстройнадзор, губернатору и даже в приемную Путина. И уже собирают подписи – чтобы к их требованиям отнеслись серьезно. Прореагирует ли на это ГК «Развитие» во главе с Сергеем Гончаровым?

Татьяна Омельченко