В Воронеже выставили на торги 120 транспортных маршрутов

Городские власти планируют уже на следующей неделе подвести итоги транспортных торгов сразу по 28 лотам. Всего профильное управление предложило перевозчикам разыграть 120 автобусных и троллейбусных маршрутов. Контракты с победителями торгов будут заключены уже по новой форме и на короткий срок – всего на год, сообщили в мэрии Воронежа в субботу, 15 февраля.

Согласно опубликованной информации, в каждый лот вошли от трех до шести маршрутов городского транспорта – то есть, существенно меньше, чем было на транспортных аукционах весной 2015 г. По словам замруководителя управления транспорта Максима Захарова, в одном предложении власти объединяли прибыльные и так называемые «социальные» маршруты – то есть не слишком выгодные для перевозчиков с точки зрения пассажиропотока.

Кроме того, дробление лотов, по задумке мэрии, даст возможность применять более жесткие меры к компаниям-нарушителям – вплоть до расторжения контрактов.

– Работая с перевозчиками в рамках контрактов, которые действовали в период с 2015 по 2020 г., мы столкнулись с проблемой – в одном контракте могло быть заложено, например, 10 маршрутов. При расторжении контракта нам пришлось бы компенсировать транспортную работу на всех маршрутах, что в сложившихся условиях сделать было практически невозможно, – пояснил чиновник. Теперь лот объединяет, чаще всего, 3-4 маршрута, решить проблему потери перевозчика при расторжении контракта на таком количестве маршрутов будет гораздо легче.

Отметим, что городские власти ранее неоднократно озвучивали угрозы разрыва контрактов с перевозчиками, на которых было много жалоб от пассажиров. Правда, эти заявления не были доведены до реального расторжения договора ни разу. Насколько более жесткими в реальности окажутся новые условия для транспортников – можно будет оценить уже скоро.

Отдельный момент – период действия новых контрактов. Перевозчикам предложили годовые контракты, причем на существующие маршруты – о новых направлениях, внедрение которых активно обсуждалось осенью 2019 г., речь пока не идет.

– Поскольку внедрение новой маршрутной сети подразумевает этапность, их проработка распланирована как минимум на год. Соответственно, действующая сеть должна сохраняться до марта 2021 г., – рассказал Максим Захаров. – Новая сеть подразумевает по части маршрутов практически революционные изменения: часть должна быть ликвидирована, часть получит новые схемы. Кроме того, на каждом маршруте класс подвижного состава (либо выпуск на линию) – изменится в сторону увеличения.

Введение новой маршрутной сети потребует пересмотра ряда важных параметров контрактов – от трассировки конкретных направлений до увеличения количества автобусов на линии. Собственно, и по этой причине в том числе власти, как заявил представитель управления, приняли решение ограничиться годичными контрактами.

Важный аспект – наличие в новых контрактах не только возможности расторгнуть договор при желании, но и наложить штраф на перевозчика за нарушения прописанных требований. За каждый выявленный факт неисполнения условий – от невыпуска на маршрут необходимого количества техники до претензий к водителям за игнорирование ПДД – компанию можно будет оштрафовать на 1 тыс. руб. Санкция небольшая, но наложить ее можно на каждый конкретный автобус за отдельное нарушение – и каждый день. Таким образом, для перевозчиков штрафы могут накопиться до серьезного объема.

– Перед управлением транспорта и подведомственными учреждениями не ставится задача «задушить» перевозчиков штрафами. Но и они должны начать понимать, что лучше сразу работать в соответствии с условиями контрактов, ожиданиями власти и горожан, – заявил чиновник.

Также Максим Захаров отметил, что перед транспортниками будут ставить и новые задачи. В рамках контрактов перевозчики обязаны будут внимательнее относиться к чистоте в салонах маршруток, поведению водителей (которым, кстати, предстоит переодеться в форму), выполнению графиков выхода на линии – особенно по вечерам. Кроме того, поводом для штрафа могут стать и неисправные терминалы безналичной оплаты проезда. Контролировать соблюдение требований будут сотрудники управления транспорта и создаваемого МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок».

Интересно, что 120 маршрутов власти планировали не разыгрывать на конкурентных торгах, а заключить напрямую с транспортными компаниями – условия и параметры закупки это позволяли. Однако из-за ограничений, предусмотренных в муниципалитете на подобные процедуры, управление транспорта перенесло эти торги на публичную площадку.

– Мы заблаговременно предоставили предприятиям-перевозчиками новую форму контракта и проинформировали каждую транспортную компанию о планируемых процедурах, чтобы все могли принять участие в них, – добавил Максим Захаров. – Лоты с малым количеством маршрутов позволят мелким перевозчикам при желании конкурировать с крупными.

Татьяна Омельченко