«Зарешеченная» занятость: В Воронежской области не знают, как трудоустроить заключенных

zyeki65% осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых заведениях региона, не обеспечены работой. Такие данные в понедельник, 5 декабря, на оперативном совещании в облправительстве привел начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Воронежской области Геннадий Казаков.

Как отметил руководитель, часть из этого числа осужденных не занята трудом по объективным причинам: люди либо больны, либо являются инвалидами и пенсионерами, либо находятся в штрафных изоляторах. Однако более половины не привлекаются к труду из-за отсутствия работы. Если говорить языком цифр, то из более чем 6 тыс. осужденных, отбывающих наказание в 12 исправительно-трудовых учреждениях Воронежской области, сегодня трудоустроено лишь 1708 чел.

Причем, в первостепенном порядке к труду в колониях и тюрьмах привлекаются те, кто имеет иски о возмещении ущерба потерпевшим. Однако даже такой подход позволил на сегодняшний момент возместить пострадавшим лишь порядка 8 млн из 296 млн руб. (менее 3%), наложенных к взысканию на преступников решениями судов.

В то же время, по словам Геннадия Казакова, именно вовлечение заключенных в трудовую деятельность является одним из основных способов их исправления и дальнейшей социальной адаптации на свободе. Что, в свою очередь, если и не дает гарантии от рецидивов с их стороны, то, по крайней мере, резко снижает их шанс.

«Алексей Гордеев поручил департаменту экономического развития области совместно с УФСИН России по Воронежской области рассмотреть возможность поддержки решения первоочередных проблем (трудоустройства осужденных – прим. ред.) через механизм госпрограмм», – сообщает пресс-центр губернатора и правительства Воронежской области.

Получается, что областной бюджет примет на себя какую-то часть бремени по обеспечению работой заключенных? Или предоставит какие-либо льготы предпринимателям, которые решат обеспечить колонии заказами на производство того или иного вида продукции? На первый взгляд, никакого криминала в этом нет. Правда, если не учитывать пару «но».

Первое. Согласно данным Воронежстата, в ноябре 2016 г. в Воронежской области было официально зарегистрировано 51752 безработных – из числа добропорядочных членов общества, не имеющих проблем с законом. Уровень безработицы по отношению к рабочей силе составил 4,4%. Понятно, что в регионе реализуются различные программы трудоустройства, но если те силы и средства, которые, возможно, теперь будут брошены на решение проблем занятости осужденных, направить на борьбу с классической безработицей, это могло бы серьезно улучшить положение жителей, сегодня остающихся без постоянного дохода. И, не исключено, уберечь ряд из них от вовлечения в криминальную деятельность.

Второе. Не совсем понятна сама логика вовлечения органов исполнительной власти региона в трудоустройство осужденных. Ведь эти люди оказались за решеткой за преступления против общества, теперь на деньги этого самого общества существуют и требуют от власти (избранной обществом), чтобы она обеспечила их работой, не исключено, за счет членов все того же общества.

Что заключенные хотят этого – не удивительно. Изумляет, что власти готовы всерьез рассматривать такие варианты.

Обозреватель.Врн