В погоне за эффективностью: В Воронеже «отстояли» единственный логопедический детсад
Родители воспитанников детского сада №109 – единственного в Воронеже дошкольного учреждения, специализирующегося на работе с малышами с нарушениями речи – подняли тревогу. Поводом для беспокойства послужили слухи о возможном сокращении логопедов, занимающихся с ребятами – якобы вместо восьми специалистов в садике останутся только двое.
По словам родителей, процесс обучения здесь – уникальный: за счет фактически индивидуальной работы с малышами удается добиваться значительных результатов в коррекции проблем с речью. Статистики, конечно, никто не ведет, но факты говорят за себя: очередь из желающих попасть сюда не исчезает.
Своими опасениями по поводу будущего сада, помимо семей ребят, с местными СМИ поделились и педагоги. Понять людей можно: по их рассказам, в 2016 г. финансирование образовательного учреждения оказалось урезано примерно на 1,8 млн руб. – как следствие, снизились и зарплаты в коллективе. В ноябре же поползли слухи о еще большей оптимизации – а там ведь и до закрытия сада недалеко.
Однако в городском управлении образования и молодежной политики воронежцев поспешили успокоить: ни о каком сворачивании работы детсада речи не идет.
— Никакого изменения в части ведения образовательной деятельности в данном уникальном образовательном учреждении города не планируется, — заверила руководитель структуры Любовь Кулакова. – Мы будем в этом садике сохранять образовательные программы, предусматривающие коррекционную, практически индивидуальную работу с каждым ребенком, у которого есть проблемы в речевом развитии.
Оказалось, что поводом для паники среди персонала детсада №109 стал приказ, выпущенный департаментом образования, науки и молодежной политики региона. В этом документе, собственно, и говорилось о возможности сокращения штата логопедов – правда, это положение, по словам Любови Кулаковой, носит только рекомендательный характер. Окончательное решение по поводу судьбы педагогов и всего детского сада – напомним, действительно уникального для Воронежа – остается за городскими чиновниками, и они постановили сохранить учреждение в нынешнем виде.
Руководитель профильного управления мэрии рассказала, что вопрос работы детсада №109 обсуждался с областными коллегами.
— Тема очень тщательно рассмотрена, прежде всего, с финансово-экономической точки зрения, которая связана со спецификой образовательного процесса в данном детсаду – здесь небольшая наполняемость групп. Достигнута следующая договоренность: в этом году на дошкольную систему образования города будут выделены дополнительные средства из различных источников, часть из этих финансов по согласованию с департаментом образования будет направлена на детсад №109. Это позволит уже в декабре увеличить фонд финансирования учреждения, — пояснила Любовь Кулакова. – И, конечно же, мы не будет сокращать ставки ни логопедов, ни воспитателей, которые работают с этими детьми.
Кроме того, по словам главы городского управления образования, при расчете необходимого финансирования на 2017 г. специалисты учтут специфику учреждения и повысят объемы выделяемых средств. Точнее, вернут их на уровень 2015 г. – до произошедшего снижения.
Казалось бы, конфликт исчерпан, угрозы оптимизации детсада больше нет. Правда, этот скандал обнажил серьезную проблему: если приказ о возможном сокращении логопедов в уникальном для Воронежа образовательном учреждении был «спущен» из регионального департамента, то насколько специалисты этой структуры владеют ситуацией в образовании областного центра? Знают ли они о реальных нуждах городских школ и детсадов, если предлагают оптимизировать единственное дошкольное заведение, в котором педагоги помогают малышам перешагнуть тяжелейший барьер – научиться разборчиво и внятно говорить? Понятно, что детей с нарушениями речи в миллионном городе, может, и не так много (пара тысяч? несколько десятков тысяч?), но неужели они не заслужили своего шанса на счастливую жизнь – без насмешек сверстников, без клейма «инвалид», который они неминуемо получат в коррекционной школе? Или в департаменте важнее мыслить глобально, в масштабах региона, а судьба каждого конкретного ребенка при этом — вопрос второй?