Вверх и вбок: Известный политолог исключает возможность подконтрольности назначенного мэра Воронежа горожанам

slatinovЕдинственным плюсом для губернатора Алексея Гордеева от отмены прямых выборов мэра Воронежа станет упрощение системы назначения градоначальника. Об этом во вторник, 29 ноября, на заседании Воронежского клуба политологов заявил профессор Орловского филиала РАНХиГС при президенте РФ, доктор политических наук Владимир Слатинов.

По словам политолога, утверждение, что у всенародно избранного мэра существует недостаток легитимности в связи с невысоким уровнем явки людей на выборы (а именно этот факт представлялся как один из основных в пользу отмены прямых выборов главы Воронежа), несостоятельно.

Как отмечает Владимир Борисович, власти сами сделали все, чтобы снизить явку и получить управляемый выборный процесс, а теперь пытаются под этой эгидой отменить выборы мэров как институт, не востребованный населением.

– По поводу легитимности в таком случае вопрос смешон, – считает Слатинов. – Низкая явка? Повысьте явку. Это – в ваших силах. В Липецке, например, депутаты избрали главу города, но перед этим явка на выборах в горсовет составила 19%. Соответственно, главу города избрали депутаты, за которых пришло отдать голос менее пятой части населения. О какой легитимности можно говорить в таком случае?!

В Воронеже, отметим, ситуация будет мало чем отличаться от липецкой: так, депутатов Воронежской городской Думы в 2015 г. избрало менее 24% горожан – то есть, всего на 2% больше, чем главу областного центра Александра Гусева двумя годами ранее. Будет ли избранный ими мэр более легитимен, нежели сегодняшний – занявший свой пост по итогам прямого волеизъявления воронежцев?

Политолог убежден: реализация предложенной схемы, при которой глава города избирается депутатами гордумы из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, совершенно исключит население из процесса формирования городской политики. При этом видоизменится система подотчетности градоначальника: она будет направлена вверх (на уровень правительства Воронежской области) и «вбок» (на уровень депутатских кланов).

– Сейчас, впрочем, в Воронеже мы видим примерно то же самое, но у населения есть хотя бы теоретическая возможность влиять на формирование исполнительной власти города, – отмечает Владимир Слатинов.

При этом, считает профессор, отказ от прямых выборов не принесет территории ощутимых преимуществ экономического толка – разве только в вопросах реализации в городе тех или иных государственных программ.

– «Своим», как правило, деньги дают охотнее, – поясняет эксперт.

Но добавляет: политическая система после перехода на новую модель станет значительно спокойнее, конфликты перейдут из публичной плоскости во внутриэлитное пространство. И в этом – большой плюс для губернатора, деятельность которого (как и деятельность глав других регионов) в Кремле по-прежнему во многом оценивают, исходя из наличия или отсутствия открытых конфликтов между элитами.

– Отказ от прямых выборов мэров крупных городов позволит государственной власти решить только локальные проблемы, – уверен Владимир Слатинов. – И решение это может быть впоследствии пересмотрено: например, в случае наступления системного кризиса, появления четкого противодействия «снизу», или если в Кремле решат ослабить формирующийся губернаторский моноцентризм.