Жителям Воронежской области запретят строить в зонах подтоплений

Чиновница назвала проблему для Воронежской области «некритичной»

Специалисты определили зоны подтоплений для 226 населенных пунктов на территории Воронежской области. Владельцам жилья и предприятий на этих территориях придется либо оформить страховки, либо рассчитывать только на себя в случае паводка. Такой вывод можно сделать из доклада, озвученного замруководителя департамента природных ресурсов и экологии региона на оперативном совещании в правительстве области в понедельник, 17 февраля.

По словам чиновницы, в течение 2018 и 2019 гг. подрядчики выполнили необходимые изыскания, в том числе провели аэрофотосъемку, по результатам которой составили карту зон подтоплений. В декабре прошлого года эти данные передали в профильные структуры – для внесения в государственный водный реестр и Единый госреестр недвижимости.

– Карта готова. У нас определены все зоны подтоплений. Они наносятся на публичную кадастровую карту Воронежской области, которая находится в открытом доступе, – рассказала Галина Воробьева. – В дальнейшем каждый житель региона сможет самостоятельно оценить, входит ли интересующий его участок в зону затоплений.

Вопрос не праздный: включение в такую зону автоматически накладывает запрет на широкий спектр действий. Например, в зоне подтоплений нельзя возводить жилье, размешать коммерческие помещения и организовывать производства. Однако это касается только новых объектов – заставлять жителей переезжать из их домов никто не собирается. Впрочем, собственники должны понимать риски – для этого владельцам участков, попавших в зону подтоплений, обязаны предупредить о вводимых ограничениях. Оповещение проводят уже власти на местах, причем приступить к информированию они должны были еще в конце прошлого года – как только определились границы зон подтоплений.

Основная мысль, которую чиновникам необходимо донести до владельцев проблемных участков, связана с оформлением страховки имущества. Жители, которые планируют оставаться в зоне подтоплений, должны понимать: полноценной компенсации из бюджета в случае ЧС ждать не стоит.

– Принимать решение о страховании недвижимости должен сам собственник – мы таких полномочий не имеем, – добавила чиновница. – Думаю, что население подобных территорий сами знают о рисках подтоплений. Многие жители годами испытывают небольшие незначительные влияния затоплений.

На вопрос корреспондента «Обозреватель.Врн» о том, смогут ли жители потенциально опасных с точки зрения затопления территорий рассчитывать на какие-то выплаты из бюджета в случае ЧС этой весной (когда предупреждения только начали производить), Галина Воробьева ответила уклончиво.

– Решение должен принимать орган местного самоуправления, каким образом производить компенсационные выплаты и производить ли их вообще. Это вопрос не нашей компетенции, – заявила она.

Примечательно, что чиновники пока не смогли дать ответа и на другой вопрос – сколько капитальных объектов уже сейчас находится в зоне подтоплений. Как пояснила замглавы департамента природных ресурсов и экологии, определить эту цифру должны, опять же, муниципалитеты. Правда, сколько времени им отводится на такую работу, неизвестно.

– Перед нами такая цель не ставилась. Наша задача была – выполнить поручение президента России по определению границ зон подтоплений, что мы и сделали, – рассказала Галина Воробьева.

Полный список мест, которым в теории грозят подтопления, можно посмотреть на публичной кадастровой карте. В числе наиболее проблемных зон чиновница назвала Калач и Бобров, значительную часть Новоусманского района.

Впрочем, попадание территории в зону подтопления еще не приговор. Как пояснила представитель департамента, закон предусматривает пересмотр категории для конкретных участков – в случаях, когда для них проведены «специальные» инженерные работы для снижения рисков потопов. Речь может идти о поднятии уровня грунта, устройстве защитных сооружений от воды – меры могут быть актуальны и для одного, и для целой группы участков. Оплата этих работ должна речь на владельцев участков – будь то частники, муниципалитет и регион.

Впрочем, и бросать жителей в беде власти не намерены – об этом заявил губернатор.

– С коллегами из районов области нужно будет проводить работу по страхованию и объектов капстроительства, и другого имущества. Понятно, что у нас масштабов беды, которая случилась на Дальнем Востоке, не будет, но проблемы могут возникнуть. Строения, которые уже находятся в зонах подтоплений, нужно страховать, – подчеркнул Александр Гусев. – Каждый раз выделять десятки миллионов из бюджета на компенсацию расходов не совсем правильно. Но, конечно, с такими людьми надо работать, поддерживать их.

Впрочем, Галина Воробьева, комментируя свой доклад журналистам, заявила, что для Воронежской области ситуация с подтоплениями «не критична». Правда, согласятся ли с ее оценкой жители районов, пострадавших от паводка в 2018 г. – верится с трудом…

Татьяна Омельченко