Имитация борьбы: Отменив выборы глав муниципалитетов, областные власти хотят сохранить видимость политической конкуренции?

vyboryГубернатор Воронежской области Алексей Гордеев направил в Воронежскую областную Думу проект закона, изменяющий порядок формирования органов местного самоуправления (МСУ) в регионе. Документ, размещенный на сайте облдумы в пятницу, 11 ноября, в частности, прописывает требования, которые предъявляются к лицам, отбирающимся по конкурсу на должности глав муниципальных образований (МО).

Согласно предлагаемым поправкам, в Областной закон №149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий» от 10.11.2014 г. вносятся изменения, согласно которым к кандидату на должность главы МО должны предъявляться требования по наличию у него необходимых профессиональных навыков и (или) образования. Также оговаривается, что претендент на должность на день проведения конкурса не должен иметь ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Но наиболее интересным является иное положение документа. Так, согласно предлагаемым поправкам, «представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов».

Получается, правительство Воронежской области решило в определенном смысле восстановить политическую конкуренцию – хотя бы на уровне кандидатов, которые будут выдвигаться на соискание должности первого лица МО. Понятно, что для избрания им теперь никуда не деться от разработки собственных программ развития территории и от определенного рода политической борьбы за получения заветного кресла.

К чему может привести подобное изменение регионального законодательства? В идеале, к тому, что голосование по кандидатурам на пост главы органа МСУ станет конкурентным, а депутаты местного совета или думы получат возможность выбора «из двух зол». В таком случае самим претендентам придется бороться за голоса народных избранников, а во время этой борьбы выявится, кто из них и насколько договороспособен, а также наиболее удобен районным (городским) элитам. В итоге муниципальное образование имеет шанс получить компромиссную фигуру, способную решать вопросы не только хозяйственного, но и политического плана.

Однако это – в идеале. В реальности же не исключен вариант, при котором в числе кандидатур, одобренных комиссией, будет один заведомо проходной претендент, и еще один-два – для массовки, в качестве «засветки» на отдаленное будущее. И в таком случае выборы лучшего из достойных превратятся в обычную профанацию, при которой представительный орган МСУ исполнит чисто номинальную функцию, а вся ответственность за избрание руководителя (как и за его последующие действия на этом посту) ляжет на плечи губернатора.

Если ситуация будет развиваться по второму сценарию, станет совсем не понятно, зачем потребовалось вносить такие изменения в Областной закон. А угроза того, что будет избран именно этот формат, согласитесь, для Воронежской области с ее нынешней политической системой выглядит более чем реальной…