Социальная дезориентация: Почему некоммерческие организации Воронежской области не допускаются к предоставлению соцуслуг?

Считается, что оказание социальных услуг является исключительной прерогативой государства. Хотя во многих регионах – в том числе, в Воронежской области – существует целый ряд некоммерческих организаций (НКО), уже не один год занимающихся тем же самым, только – на средства не казны, а благотворителей. Могут ли они претендовать на бюджетное финансирование своей деятельности?

Недвусмысленное послание

В 2015 г., выступая с Посланием к Федеральному Собранию, президент РФ Владимир Путин отметил необходимость предоставления льгот и преференций для таких организаций, если они являются исполнителями общественно-полезных услуг. Вплоть до того, чтобы данные НКО могли рассчитывать на бюджетное финансирование в размере до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ. С момента выступления прошло уже примерно 2,5 года, а в Воронежской области к реализации указанного положения пока еще практически не приступали.

И это – при том, что в Послании-2016 глава государства еще раз продублировал озвученную ранее идею.

– Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям. Основные решения здесь уже приняты. Со следующего года для некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт, открываются возможности, открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета, – подчеркнул Владимир Путин.

И – потребовал от органов государственной власти и муниципалитетов «не жадничать», не отдавать по привычке исполнение указанных контрактов казенным структурам, а по максимуму привлечь к исполнению социальных услуг некоммерческие организации.

– Давайте прямо скажем, у них еще глаз не замылился, очень важно сердечное отношение к людям, – объяснил свое поручение президент.

В ожидании доступа

Что было сделано в Воронежской области для выполнения положений обоих посланий? Во-первых, устное поручение обеспечить реализацию данных инициатив отдал губернатор Алексей Гордеев. Отдал своим непосредственным подчиненным – прежде всего, департаменту социальной защиты.

Но устное поручение – это одно. Нужно еще, чтобы оно было оформлено в виде соответствующего документа. И такой документ был создан – 9 декабря 2016 г. вице-губернатор Геннадий Макин, находившийся в тот момент в статусе и. о. главы региона, подписал Комплексный план мероприятий, направленных на поэтапное включение НКО к оказанию социальных услуг за счет бюджета.

О чем говорится в документе? В частности, о необходимости разработки региональных и местных нормативных актов в целях наиболее полной и эффективной реализации 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Актов, которые учли бы в указанном процессе некоммерческие организации. Кроме того, содержит он и требования разработать методические рекомендации муниципалитетам для включения ими социально ориентированных НКО в систему предоставления соцуслуг за бюджетный счет, а также систему рейтингования органов муниципальной власти по этому критерию.

Департаменту соцзащиты, в частности, было поручено провести мониторинг в сфере соцзащиты и социального обслуживания населения, определив, как можно повысить эффективность работающих в этом направлении программ. Плюс – внести в них целевые показатели по обеспечению поэтапного доступа НКО к бюджетным средствам, выделяемым на данные цели. А затем – отчитаться по факту обеспечения этого доступа в Минэкономразвития РФ.

Кроме того, документ предусматривал анализ существующих мер поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставление дополнительной поддержки тем из них, кто занимается оказанием социальных услуг населению, а также проработку вопросов предоставления налоговых льгот не только для этих НКО, но и для юрлиц, жертвующих деньги на деятельность данных организаций.

Это вам не Пермь!

По идее, реализация этих и иных обозначенных в Комплексном плане положений должна были привести к массовому притоку организаций некоммерческого сектора в сферу предоставления социальных услуг. Как это произошло, например, в Пермском крае.

Здесь, в частности, в реестре поставщиков социальных услуг – несколько десятков частных организаций, разбитых на категории. При этом в реестр входят, например, санаторные структуры и организации, пришедшие не из государственного сектора.

Для каждого вида оказываемых услуг в Перми разработаны отдельные договоры, в соответствии с которыми происходит возмещение затрат на оказание соцуслуг – по тарифам, утвержденным специальным приказом, опубликованном в открытом доступе на сайте регионального министерства соцразвития. Причем, механизмы оплаты указанных услуг из бюджета очень вариативны. Практикуется даже выдача нуждающимся целевых сертификатов. С их помощью граждане сами могут выбрать организацию, которая предоставит им необходимые услуги.

В Воронежской же области, увы, ситуация не столь радужна. Например, формы договоров с поставщиками социальных услуг нет вообще. Как итог – соответствующие соглашения не заключались вовсе. Механизм возмещения затрат НКО не разработан до сих пор – хотя изначально предполагалось предоставление компенсаций на основе установленных низких тарифов при бесплатном оказании услуг.

Тарифы, впрочем, департамент соцзащиты утвердил. Как говорят в структуре – на основе методических рекомендаций из Москвы. Однако как это происходило на самом деле – неизвестно, механизмы данного расчета в департаменте не раскрывают, соответственно, проверить тарифы на соответствие реалиям сегодняшнего дня из-за непрозрачности системы невозможно.

Да и сам реестр поставщиков социальных услуг из числа негосударственных организаций чрезвычайно куц – в нем содержатся только две НКО.

С чем может быть связана столь слабая реализация положений Послания президента РФ Владимира Путина и поручений губернатора Алексея Гордеева руководством департамента соцзащиты в лице Андрея Измалкова? Можно предположить, что – только с желанием сохранить контроль над средствами, идущими на реализацию указанных программ. Ведь повлиять на финансовую политику некоммерческой организации – задача не из легких. Особенно – если взаимодействие с НКО строится на понятных механизмах возмещения затрат по прозрачным тарифам.

А сохранение контроля над финансовыми потоками сегодня для отдельных чиновников – куда более важная потребность, нежели выполнение поручений губернатора или положений Послания президента. Как бы это ни было прискорбно…

Иван Надвоицкий