Блеск и нищета: В Воронежской области с помпой проходят фестивали искусств и тихо умирают сельские дома культуры

Сразу несколько противоречивых сообщений о развитии культуры Воронежской области появилось в один день, в пятницу, 28 октября, на портале регионального правительства.

Так, в сообщении пресс-центра губернатора и правительства области, касающемся посещения главой региона Алексеем Гордеевым заседания Гражданского собрания «Лидер», приводятся слова художественного руководителя Международного Платоновского фестиваля искусств, режиссера и худрука Воронежского камерного театра Михаила Бычкова об итогах фестиваля 2016 г.

«Шестой Платоновский фестиваль стал самым масштабным за всю историю проведения, его мероприятия посетили порядка 77 тысяч зрителей. Говоря о театральной и музыкальной программах шестого Международного Платоновского фестиваля, Михаил Бычков отметил, что многие зарубежные спектакли и концерты впервые были представлены российскому зрителю именно в Воронеже», – отмечается в пресс-релизе.

Соседнее сообщение в списке – о встрече Гордеева с руководителем департамента культуры Эмилией Сухачевой, на которой «главная по культуре» в регионе рассказала губернатору о подготовке к проведению II Детского театрального фестиваля МАРШАК, который пройдет в Воронеже в дни осенних школьных каникул.

«Программа фестиваля состоит из 3 блоков и включает 26 спектаклей, многие из которых являются премьерами сезона 2015/16. Было отмечено, что в этом году фестиваль МАРШАК подтвердил статус международного – в программу, кроме спектаклей ведущих российских театров, включены постановки Театра фигур из Германии и Русского театра Эстонии», – сообщает пресс-центр.

И тут же – материал с заседания облправительства, где та же Сухачева дает уже отнюдь не столь оптимистичную информацию. Руководитель отмечает несоответствие социальным нормативам обеспеченности населения учреждениями культуры. Количество  сетевых  единиц  учреждений культуры  сократилось на 6%  (с 1858 единиц в 2009 г. до 1747 в 2016 г.). В 21 районе отсутствуют музеи со статусом юрлица. В действующих музеях не хватает площадей для хранения фондовых предметов, не обновляются экспозиции. В 6 муниципальных районах отсутствует кинопоказ.

Кроме того, материально-техническая база учреждений культуры безнадежно устарела. Большинство клубных учреждений, публичных библиотек и музеев находятся в неудовлетворительном состоянии. 7%  зданий не отапливается  стационарным способом, 70% учреждений не газифицировано.

Кроме того, имеет место недостаточное кадровое обеспечение деятельности учреждений культуры. Свыше 40% сотрудников клубов и библиотек не имеют высшего и среднего профессионального образования, ограниченно используются возможности повышения профессионального уровня через систему повышения квалификации (за 2015 г. повысили квалификацию 769  работников культуры муниципальных образований из общего числа 11 638 чел. – т.е. всего 7%, в 2014 г. – 9%).

Эмилия Сухачева, впрочем, приводит и традиционную позитивную информацию. Говорит, что за счет областного бюджета построено и  реконструировано 9 объектов на сумму 1 млрд. 200 млн. руб., проведен капремонт 32 объектов на сумму 418 млн. рублей. Подчеркивает, что за период 2009-2016 гг. выросли доля расходов на культуру в общих расходах муниципальных бюджетов (с 4 до 5%), а также средняя заработная плата работников культуры (с 5,8 тыс. руб. в 2009 г. до 17 тыс. в 2016 г.). Однако более радостной от этого картина не становится.

Получается, что в Воронежской области за последние семь лет произошла смена курса: с развития культуры на местах акцент переместился на масштабные и помпезные акции, которые заставляют говорить о себе и СМИ, и жителей. То, что при этом прекращается подпитка воронежских профессиональных коллективов за счет местных воспитанников – вопрос второй. В конце концов, всегда можно пригласить условные Театр фигур из Германии и Русский театр Эстонии. Зато информационный фон – обзавидуешься!