Алексей Чернов: «Поправки в УК и КоАП защитят и медиков, и пациентов»

Госдума РФ приняла в третьем чтении два законопроекта, ужесточающие административную и уголовную ответственность за нападения на медработников и препятствование в осуществлении их профессиональной деятельности. По мнению депутата Воронежской областной Думы (фракция «Единая Россия»), главврача санатория им. Ф. Э. Дзержинского Алексея Чернова, указанные новшества защитят не только самих медиков, но и их пациентов.

За какие конкретно изменения проголосовали федеральные парламентарии? Например, за ужесточение наказания за убийство (или покушение на него), причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью медработника, если преступление произошло в момент осуществления им профессиональной деятельности. Подобные нормы в отношении представителей ряда других профессий существовали и ранее – принятый закон закрепил в списке данных специальностей и медицинские.

Кроме того, уголовная ответственность теперь грозит любому, кто каким-либо способом будет препятствовать осуществлению профессиональной деятельности врача или медсестры. Первоначально в законопроекте предполагалось прописать закрытый список деяний, подпадающих под новшества (например, удержание, угрозы, создание препятствий по доступу к больному). Однако правительство РФ предложило сделать данный список открытым. Как итог – любое действие, направленное на создание таких препятствий для медработников, может получить оценку со стороны уголовного законодательства.

Кодекс же об административных правонарушениях народные избранники расширили новыми положениями – касающимися непредоставления преимущества на дороге водителям «скорой помощи» со включенными проблесковыми маячками. Если раньше за подобное нарушение им грозило лишь 500 руб. штрафа и лишение прав на срок до трех месяцев, то теперь автохам заплатит до 5 тыс. руб. и останется без прав в течение года.

Каким образом принятие указанных законов защищает медиков, понятно. Но как он поможет защитить пациентов?

Здесь – защита многофакторная. Один из факторов – прямой, касающийся, например, ужесточения административной ответственности за непредоставление преимущества водителям «скорой» на дороге. Понятно, что увеличение ответственности приведет к сокращению желания у водителей попадать под подобные санкции – следовательно, снижается риск того, что врач не успеет вовремя прибыть к больному.

Но есть факторы и косвенные. Например, в сельской местности часто врач или фельдшер, который подвергся нападению, является единственным человеком, способным оказать медицинскую помощь. Соответственно, любые противоправные действия в отношении него так или иначе отразятся на жителях этого населенного пункта.

Как отметил депутат Воронежской облдумы Алексей Чернов, сегодня, к сожалению, факты насилия в отношении медицинских работников при исполнении ими должностных обязанностей отмечаются все чаще. И это просто требовало законодательной реакции на ситуацию.

– Принятые Госдумой в третьем чтении законопроекты об усилении ответственности за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинских работников направлены не только на защиту непосредственно самого работника, но и на возможность оказать необходимую и, что важно, зачастую неотложную медпомощь нуждающемуся в ней человеку. Установление административной и уголовной ответственности за указанные деяния имеют упреждающее и профилактическое значение и являются фактором правовой защиты и медработников, и пациентов, – подчеркнул он.

Иван Надвоицкий