Воронежцам предложили новые локации для гайд-парков

Картина дня

Соответствуют ли сегодняшние гайд-парки в Воронеже нормам безопасности? Насколько они востребованы людьми и есть ли смысл актуализировать их список? Об этом в четверг, 4 апреля, дискутировали представители власти, общественности, правоохранительных органов и депутатского корпуса в ходе круглого стола, прошедшего в Воронежской областной Думе.

Небезопасное мнение

Что такое гайд-парки? Это – территории, на которых люди могут свободно высказывать свое мнение по тем или иным вопросам (проще сказать, митинговать) без необходимости получать на это согласование от власти. Всего в Воронежской области таких площадок – 43. Шесть из них расположены в Воронеже – конкретно в центральной его части. Они находятся в районе Советской площади, возле памятника Никитину у кинотеатра «Пролетарий», у памятника Пушкину возле Театра оперы и балета, напротив входа в здание облдумы, рядом с памятником Пятницкому у Дома офицеров и памятником Платонову у корпуса библиотеки ВГУ.

Этот список сформировали в 2012 г., и тогда во всех муниципальных районах и городских округах выделили под эти цели центральные площади и скверы населенных пунктов. Так почему же возникла необходимость вносить изменения в список воронежских объектов?

По словам представителя облпрокуратуры Алексея Федосова, федеральное антитеррористическое законодательство закрепило определенный защитный радиус от ряда социальных объектов, на котором не могут проводиться массовые акции. При этом, располагая гайд-парки в этих местах, органы власти Воронежской области не учли данных требований. Соответственно, возникает угроза антитеррористической безопасности – как для таких объектов, так и для принимающих участие в акциях людей.

Кроме того, существующие площадки часто не в состоянии обеспечить действующие нормативы наполняемости, здесь отсутствует инфраструктура для отдыха пришедших людей (банальные лавочки), да и часто есть проблемы с транспортной доступностью.

Поэтому, делает вывод Федосов, требуется актуализировать список, чтобы он учел все потребности населения, а также требования антитеррористического законодательства. В других регионах, отмечает правоохранитель, уже давно пошли по этому пути, и никакого нарушения прав граждан на собрания допущено не было.

Представитель же полиции Геннадий Минаков особо отметил проблемы, возникающие с обеспечением общественного порядка на подобных акциях. Из-за того, что их организаторы могут не ставить в известность власти о готовящихся мероприятиях, невозможно просчитать необходимость в отвлечении тех или иных сил и средств для поддержания здесь безопасности. Кроме того, полицейский предложил разделить ответственность за этот процесс между органами внутренних дел, муниципалитетом и организаторами акций.

Нерешение данных проблем, отмечает Минаков, может привести к угрозам не только террористического, но и просто криминального характера, потому что возникают предпосылки для появления конфликтных ситуаций, профилактика которых в современной ситуации практически невозможна.

Кроме того, подчеркнул он, места эти нередко располагаются возле различных социальных объектов и учреждений общественного питания – соответственно возникает угроза пересечения маршрутов движения участников акций и людей, пришедших сюда отдыхать. Нерегламентированность использования площадок нередко приводит к тому, что в одно время на одной из них может быть проведено две акции. И тогда участники одной из них переходят на иную площадку, устраивая тем самым несанкционированное шествие. Поэтому вопрос с каким-либо уведомлением – пусть даже устным по телефону – решать необходимо.

Протест и лавочки

Заместитель руководителя управления региональной политики Воронежской области Александр Холод, согласившись с наличием проблем безопасности в гайд-парках, указал еще на некоторые сложности в их работе. Например, на реконструкцию мэрией Воронежа территорий, прилегающих к этим площадкам. В прошлом году это была, например, Советская площадь, в этом году – проспект Революции. Советская площадь после проведения работ полностью перестала использоваться для выражения общественного мнения (не по причине запрета – люди просто сами перестали на нее выходить). Да и вообще, отметил руководитель, 90% акций проходит именно на площадке возле памятника Никитину у кинотеатра «Пролетарий».

При этом люди, проживающие далеко от центра и желающие высказаться по местным проблемам, не имеют возможности сделать этого в месте проживания. Поэтому, предложил он, следует подумать о создании подобных площадок в районах Воронежа.

С последним предложением согласилась и уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская. При этом к изменению существующих гайд-парков она предложила подходить с осторожностью. Например, по мнению Зражевской, можно легко подвергнуть секвестру площадку возле памятника Платонову – по причине того, что на ней никогда не проводилось никаких акций, следовательно, она просто неинтересна населению в этом статусе.

При этом омбудсмен раскритиковала требование об установке лавочек возле гайд-парков.

– Люди сюда не сидеть приходят, а высказаться о наболевшем, – отметила она.

И – предложила создать рабочую группу, которая должна будет предложить решение вопроса с учетом требований безопасности, реализации процедур, закрепленных в законодательстве, дать предложения по организации взаимодействия между всеми участниками процесса и выработать своеобразную «дорожную карту» по всем изменениям.

Без ухода в глушь

С предложениями Татьяны Зражевской согласились почти все участники – даже общественники, которых принято причислять к «несистемной» оппозиции. Например, юрист «Межрегиональной Правозащитной Группы – Воронеж/Черноезмье» Наталья Звягина также отметила неактуальность проблемы лавочек, причем предложила задаться вопросом установки туалетов в этих местах. Число которых предложила даже расширить – за счет площадок у Цирка, напротив мэрии, возле гордумы и на пл. Ленина.

– Люди, как правило, выходят на митинги, чтобы обратиться к власти, поэтому логично, если подобные площадки появятся возле каждого органа исполнительной и представительной власти в Воронеже, – считает она.

Правозащитник Илья Сиволдаев предложил решить вопрос с пересечением различных аудиторий в гайд-парке в пользу тех, кто пришел на выражение мнения. Причем предложение это основано на нормах федерального законодательства. Однако, отметил юрист, требуется, чтобы подобные факты были отражены на специальных информационных стендах, размещенных возле указанных площадок. И это предложение также будет обсуждено в ходе заседаний рабочей группы.

Впрочем, нашлись в ходе заседания круглого стола и те, кто увидел в попытке актуализации списка гайд-парков стремление власти снизить искусственным образом протестную деятельность в Воронеже.

– Мэрия предлагает увести оппозицию на окраины, в глухие места, – уверен лидер фракции КПРФ в Воронежской областной Думе Андрей Рогатнев. – И создание рабочей группы запустит этот процесс.

К слову, о мэрии. Ее представители тоже участвовали в мероприятии и высказали свои предложения по изменению сегодняшнего списка гайд-парков. В частности, в относительно центральной части они предложили оставить лишь два объекта – в парке им. Дурова за Цирком и в Бринкманском саду на ул. Транспортной. Остальные же локации оказались еще более отдаленными от исторического центра Воронежа. Например, сквер им. Костомарова в конце ул. Лизюкова (возле лицея № 4), сквер «Аллея Славы» возле Музея-диорамы, Сквер примирения и согласия возле управы Советского района и парк «Шинник».

Понятно, что в качестве дополнительных площадок их легко примут все участники процесса. Но равноценной заменой существующим они явно не выглядят.

Впрочем, вопросы эти будут обсуждаться в ходе заседаний рабочей группы не раз и не два, поэтому можно говорить с уверенностью – ее участники найдут необходимый компромисс.

Тем более, что процесс обсуждения грядущих новаций будет продолжаться. По словам Александра Холода, уже есть договоренности о проведении подобного круглого стола с участием архитекторов. Они должны будут высказать свое мнение по существующим и перспективным площадкам и дать предложения по приведению их в соответствие с нормами безопасности, отраженными в документах, регламентирующих как антитеррористическое, так и градостроительное законодательство.

Юрий Бабаян

Обозреватель.Врн