Без захода в кассу. Сбербанк на четверть увеличил кредитование физических лиц

Портфель кредитов, выданных Сбербанком физическим лицам в 2018 г., составил 6,2 трлн руб., увеличившись за год на 25,3%. Об этом во вторник, 26 марта, в ходе пресс-конференции сообщила Заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Светлана Кирсанова.

Плюс шесть миллионов

По словам руководителя, в Банке считают этот показатель весьма серьезным – хоть он и полностью соотносится с цифрами, заложенными в бизнес-план на прошлый год. При этом, отмечает Светлана Кирсанова, особый рост продемонстрировали ипотечные кредиты – 25% и 3,6 трлн руб. в абсолютном выражении. Прирост портфеля по кредитным картам составил 15% и достиг уровня 634 млрд руб., а портфеля потребительских кредитов – 30%, (1,9 трлн руб. на конец 2018 г.).

Говоря об основных результатах работы Сбербанка с физическими лицами, Заместитель Председателя Правления подчеркнула: число активных клиентов Банка по итогам 2018 г. вплотную приблизилось к отметке в 93 млн чел., что на 8% (6 млн чел.) больше показателя предыдущего года.

При этом рост продемонстрировал и показатель привлечения средств населения. На депозитах Сбербанка россияне по состоянию на конец года хранили 12,8 трлн руб. – на 7% больше, чем в конце 2017-го.

Как рассказала Светлана Кирсанова, 2018 г. был ознаменован продолжением работы по диджитализации предоставляемых Банком услуг, в результате чего уже две трети клиентов Сбербанка активно используют digital-сферу организации. Под ней здесь принято считать web-версию ресурса «Сбербанк Онлайн» и соответствующее мобильное приложение.

Сегодня активными пользователями указанных ресурсов является 60% клиентов Банка, доля продаж продуктов через сайт и мобильное приложение уже достигла 37%, увеличившись за год на 16%. И в ближайшем будущем, уверена руководитель, этот показатель будет расти далее – прежде всего, за счет того стремительного развития digital-сферы, которое происходит в Сбербанке в последние годы.

Уходим в «цифру»

Так, в октябре 2018 г., следуя стратегии цифровизации банковских сервисов и постепенного отказа от пластиковых карт, Сбербанк представил первую полностью цифровую дебетовую карту Visa Digital, которую можно оформить и активировать в «Сбербанк Онлайн». С момента запуска клиенты оформили более 600 тыс. цифровых карт.

– Это – не просто карточка мгновенного выпуска, как, например, Momentum. Это – полнофункциональная карта, которая мгновенно выпускается в мобильном приложении и добавляется в обычный кошелек Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, – пояснила Светлана Кирсанова.

При этом, отметила Заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк, и классические пластиковые карты все чаще оформляются клиентами через сервисы удаленного доступа. Рост по итогам 2018 г. произошел в три раза, в результате чего 20% всех вновь выпускаемых платежных инструментов заказываются сегодня через ресурсы «Сбербанк Онлайн».

Впрочем, не только заказать карту сегодня можно без похода в Банк или звонка в call-центр – таким же образом ее можно будет и заблокировать, соответствующий сервис с подсказками тоже интегрирован сегодня как в web-версию, так и в мобильное приложение. И этой возможностью за последний год пользовались в два раза чаще, чем годом ранее. При использовании удаленных систем клиенту помогут перевести остаток денег со счета на другой банковский счет, или же моментально выпустят карту Visa Digital для перевода на нее имеющихся средств.

– Это предоставит клиенту возможность использования собственных денежных средств в то время, когда для него готовится новая пластиковая карта, – пояснила Светлана Кирсанова.

Что еще может сделать клиент с помощью системы «Сбербанк Онлайн»? Например, сменить ПИН-код своей карты – пока этот сервис работает в тестовом режиме на ограниченной территории, но уже с апреля станет доступным для всех жителей страны. Или оформить потребительский кредит – что резко сокращает время принятия решения по заявкам, число которых ежедневно составляет сегодня 25 тыс. штук. В настоящее время каждый второй потребительский кредит в Сбербанке выдается с использованием digital-системы.

Востребованность оплаты штрафов ГИБДД через «Сбербанк Онлайн» выросла в 2018 г. в два раза. Услуга позволяет в едином интерфейсе получать основную информацию о штрафе, а также отслеживать статус его погашения. Также в прошлом году Банк начал консультировать клиентов через чаты в «Сбербанк Онлайн». Сегодня в этом канале проводится более 1 млн сессий в месяц, 20% обращений отрабатывается автоматически при помощи чат-ботов.

Кроме того, через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» сейчас можно осуществить и досрочное погашение кредита – без привязки к графику погашения задолженности и без необходимости похода в отделение.

Для каждого, а не на всех

К развитию digital-сферы можно отнести и работу сервиса «ДомКлик», через который сегодня оформляется основное количество ипотечных заявок в Банк от жителей России. Но «ДомКлик» – не только ипотечный сервис. По словам Светланы Кирсановой, он также помогает гражданам в вопросах купли-продажи жилья без привлечения кредитных средств. На сегодняшний день здесь размещено свыше 1,4 млн объявлений о продаже недвижимости на вторичном рынке, что сделало в прошлом году «ДомКлик» самой крупной базой информации по продаже жилья в стране.

– Сегодня с целью получения ипотеки к сервису обращается пятая часть его клиентов, что мы считаем хорошим показателем, – прокомментировала Светлана Кирсанова.

Кроме того, по итогам года 63% многофункциональных центров государственных услуг (МФЦ) Москвы уже принимают безналичные платежи через Сбербанк. Сервис также доступен в 12 регионах России.

Для клиентов премиальной сети обслуживания «Сбербанк Первый» в 2018 году представлен новый цифровой сервис «Сбербанк Ассистент», которым сегодня пользуется каждый пятый клиент. Сервис предлагает широкий спектр услуг и возможностей для состоятельных клиентов и позволяет давать поручения своему персональному менеджеру в максимально удобной и быстрой форме.

– Мы делаем Сбербанк для каждого, а не один на всех, – подчеркнула руководитель. – Мы работаем как с теми клиентами, которые хотят обслуживаться в офлайне и посещать офисы банка, так и с теми, кто готов перейти в онлайн.

Завершая пресс-конференцию, Заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Светлана Кирсанова отметила, что в текущем году Банк продолжит работать над повышением качества обслуживания клиентов и их удовлетворенности предоставляемым сервисом.

– Важно, что мы не только следим, как продаются наши продукты в digital, но и моделируем абсолютно все сервисы в digital – для нас их перевод в удобный простой интерфейс является очень серьезным вызовом, – отметила Светлана Кирсанова.

Юрий Бабаян