В стенах Воронежской городской Думы в пятницу, 24 октября, прошло заседание постоянной комиссии по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестированию под руководством Андрея Соболева.
На мероприятии депутаты и приглашенные эксперты обсудили текущие проблемы и будущие возможности развития внутреннего въездного туризма столицы Черноземья, а также обозначили основные приоритеты на 2026 год.
Доклады сделали замглавы администрации Воронежа Людмила Бородина и директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа» Екатерина Шрамко. В заседании также приняли участие заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Светлана Степанцова, эксперт в сфере внутреннего туризма Сергей Корчевников, руководитель ГК «Федерация Туризма», председатель Ассоциации «РСТ Черноземья» Александр Зяблов и создатель эко-туристического проекта «Дома не сидится» Михаил Глущенко.
Андрей Соболев отметил, что развитие внутреннего туризма сегодня входит в число важнейших задач на федеральном уровне. Особое значение придается строительству гостиничных и конгрессно-выставочных комплексов, поддержка которых запланирована на 2026–2028 годы.
— Достижения у нас в этом направлении определенные есть. Например, за последние два года, с 2022 по 2024, количество людей, размещенных в наших гостиницах, увеличилось почти в два раза, — подчеркнул Андрей Соболев. — Оборот деятельности гостиниц и предприятий общественного питания увеличился с 6 до 12 млрд рублей соответственно. Если говорить о тратах туристов в нашем регионе, то, по данным статистики, в 22 году они составляли 8,9 млрд рублей, а в 2024 году уже 10,5 млрд. В 2024 году нас посетило 1,8 млн туристов.
Людмила Бородина поблагодарила комиссию за внимание к теме и признала, что в настоящий момент развитие туризма в Воронеже и области проходит непросто.
— Есть у нас определенные сдерживающие факторы, связаны они, безусловно, с основным направлением, которым живет вся наша страна. С учетом этого финансирование направлений, которое выделяется на развитие и организацию туристической деятельности, максимально сокращено, — сказала заместитель главы администрации Воронежа.
Она также подчеркнула, что одной из главных проблем в сфере туризма является нехватка качественного пространства для информационного центра. При этом, несмотря на трудности, удается многого достичь. Например, уже два года подряд проводится уникальная премия городов, которую учредил идейный вдохновитель туризма Геннадий Шаталов.
В своем докладе Екатерина Шрамко рассказала о работе воронежского ТИЦ. На данный момент их база данных – самая полная по перечню туристских ресурсов города и региона. Она включает объекты Воронежской области, учитывая особенности поведения туристов, учитываются модели финансирования туристов и туристических компаний.
Екатерина Шрамко также обозначила несколько проблем. Так, в Воронеже сейчас работает 25 туристических операторов, включенных в федеральный реестр. Но только восемь из них официально принимают туристов. Активно сотрудничают с клиентами и предоставляют услуги всего три компании. Кроме того, есть дефицит экскурсоводов, для города-миллионника необходим презентабельный офис ТИЦ.
— Есть и положительные моменты. Уже третий год подряд у нас существует календарь мероприятий. Он доступен как в печатной, так и в электронной версии. Мы первые, кто создал единый календарь событий, не зависящий от ведомственной принадлежности организаторов и формы собственности. Мы также разработали линейку сувенирной продукции с использованием бренда Воронежа. Эти сувениры представлены на мероприятиях различного уровня и предназначены как для бизнес-сегмента, так и для массового потребителя, — рассказала Екатерина Шрамко.
Заслушав доклады, председатель КСП Воронежа Елена Литвинчук подчеркнула необходимость введения туристического налога на территории города.
Замминистра предпринимательства, торговли и туризма рассказала о направлениях развития в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В Воронежской области поставлены достаточно амбициозные задачи. Например, ВРП должен достичь 5% к 2030 году, и количество турпоездок увеличится практически в два раза. Для их достижения необходимы только комплексный подход и совместные усилия, уверена Светлана Степанцова.
— На комиссии мы пришли к выводу, что деньги на развитие туризма Воронежской области выделять необходимо. Однако мы должны тщательно продумать, на какие статьи расходов их распределить наиболее эффективно. Важно, чтобы были современные средства, современные информационные материалы, которые интересны действительно сейчас молодежи, которые интересны тем туристам, которые приезжают в город. Наверное, нужно будет разработать уникальный продукт для нашей области, потому что у каждого города есть какое-то свое уникальное предложение, — подытожил парламентарий Андрей Суверин.
