Средняя зарплата россиян с начала года выросла на 13,3% до 83,2 тысяч рублей
За 9 месяцев 2024 года зарплаты россиян в среднем выросли на 13,3% и достигли 83,2 тыс. рублей. При этом есть регионы, в которых темпы роста заработных плат в два раза выше общероссийского показателя. Таковы результаты исследования СберАналитики.
Больше всего с начала года заработки выросли в Татарстане: доходы жителей региона увеличились на 21,8%, до 82,3 тыс. рублей. Второе и третье места заняли Курганская область, где зарплаты стали выше на 21,9% (66,0 тыс. руб.), и Оренбургская область с показателем 21,1% (67,1 тыс. руб.).
Темпы роста зарплат также зависят от отраслей экономики, в которых заняты россияне. Быстрее всего доходы растут у работников обрабатывающей промышленности (+27,1%), торговли (+25,3). В тройку лидеров также вошла сфера ЖКХ, где заработки увеличились на 21,3%
Эксперты СберАналитики отмечают, что в условиях кадрового дефицита в реальном секторе экономики востребованность в специалистах рабочих специальностей выше, чем в офисных сотрудниках. Работодатели пытаются привлечь работников повышенными окладами, однако уровень зарплат «синих воротничков» все равно не дотягивает до доходов сотрудников IT- и финансовой сферы.
Станислав Карташов, вице-президент, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка:
Зарплаты в России уверенно растут во всех сферах экономики, однако осенью, вероятнее всего, темпы роста будут немного замедляться. Компаниям приходится привлекать специалистов не только за счет увеличения оплаты труда, но и социальными гарантиями и возможностями карьерного роста. При этом отметим, что медианная зарплата в 2024 году росла примерно на 7 процентных пунктов быстрее, чем средняя по России. Это является одним из признаков того, что социальное расслоение россиян по доходам снижается.
Для исследования были проанализированы зарплаты россиян с января по сентябрь 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года с помощью аналитической панели «Мониторинг экономики регионов».
Исследования СберАналитики строятся на агрегированной обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 109 млн покупателей и 6 млн юрлиц, а также данных из более 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учетом их отраслевой и региональной специфики.