Как устроена нескучная бухгалтерия? Рассказываем на примере ОЦО T2
Для многих бухгалтерский учет выглядит скучным и несовременным. Когда говорят об этой специальности, в воображении возникает картинка: старый кабинет, огромные стопки бумаг, бесконечная монотонная работа.
Хотим развеять эти заблуждения и показать, что бухгалтерия и работа с документами – это не всегда скучно и однообразно. Для этого мы отправились в современный офис общего центра обслуживания (ОЦО) T2, где ведущие специалисты провели для нас экскурсию и детально рассказали о своей работе, подготовке крутых экспертов и заботе о сотрудниках.
Что такое ОЦО?
У T2 очень обширная география – в 69 регионах страны есть филиалы, которые занимаются развитием сети и оказанием коммерческих услуг. В ряде городов также находятся централизованные сервисные подразделения. В 2010 году оператору сотовой связи потребовалось оптимизировать бизнес-процессы и объединить финансовые и бухгалтерские функции в одном месте. Решением этих задач стало создание общего центра обслуживания (ОЦО) в Воронеже.
Столица Черноземья была выбрана не случайно. Под задумку T2 требовался большой и развитый город, который расположен недалеко от Москвы, чтобы численность населения могла позволить набрать нужное количество сотрудников. Кроме того, компания сделала ставку на широкий выбор молодых специалистов из числа выпускников профильных вузов.
Сейчас ОЦО T2 оказывает услуги всем филиалам компании, обеспечивая обработку первичных документов, бухгалтерский учет, подготовку финансовой отчетности и аналитики, а также документооборот с контрагентами компании.
Как рассказала руководитель центра Наталья Быкова, первые годы после открытия ОЦО в Воронеж приезжали работать бухгалтеры из всех регионов страны и занимались они только транзакциями. За 14 лет компания T2 прошла непростой и очень продуктивный путь, а вместе с ней и ОЦО. Сегодня центр оказывает бизнесу мощную всестороннюю поддержку, предоставляет точные и оперативные аналитические данные и дает экспертные консультации для принятия управленческих решений.
Офис без бумаг и цифровизация
Компания одной из первых перешла на роботизированную обработку первичных бухгалтерских документов. Порядка 20% юридически значимых документов обрабатывается автоматически, человек вообще не участвует в процессе. Еще часть потока документов обрабатывается совместно: сотрудниками и роботизированной системой. Внедрение таких решений помогло разгрузить от рутинных операций 25-30% сотрудников и очистить рабочие столы от бумажных стопок. За проект по роботизации обработки первичных бухгалтерских документов ОЦО T2 по итогам 2022 года был признан лучшим ОЦО России и СНГ в области цифровизации.
Старший специалист по финансовому контролю и автоматизации Юрий Сомов, который работает в компании почти 4 года, рассказал подробнее, зачем компании нужна роботизация рутинных процессов.
– Часть сотрудников занимается роботизацией и автоматизацией. Делаем роботов, но не в привычном понимании – материальных, а программных. Они созданы, чтобы помогать с уже устоявшимися бизнес-процессами. Раньше сотрудники вручную собирали из систем необходимые файлы, оформляли и отправляли письма, анализировали документы, теперь мы перекладываем некоторые функции на роботов. Программы эти несложные, сможет сделать каждый, тем более компания выделяет время на обучение. Каждый робот – это экономия времени и сил сотрудников, – поделился Юрий Сомов.
Следствием роботизации процессов стала экосистема внутреннего контроля. На базе ОЦО работают специалисты, которые следят за полнотой отчетности, сроками и правильным оформлением всей документации. Систему для ведения такого контроля сотрудники центра разработали и наладили сами, за что в 2023 году получили награду конкурса «Лучший ОЦО России и СНГ».
Развитие в приоритете
В ОЦО T2 работают более 400 сотрудников. Чтобы предоставлять бизнесу максимально качественные услуги, несколько лет назад центр перешел на клиентоцентричный подход работы, в рамках которого был реализован ряд полезных развивающих проектов. Главным из них стало масштабное обучение сотрудников новому подходу. Невозможно полностью перестроить работу большой структуры без понимания каждым специалистом, в чем суть изменений и как важно смотреть на любой процесс в первую очередь глазами бизнеса.
В ОЦО заботятся о развитии кадров внутри компании – не оставляют новичков один на один с задачами, развивают наставничество, постоянно занимаются обучением сотрудников и дают максимум возможностей для карьерного роста.
– Мы работаем с сотрудниками вдолгую – поэтому важно, чтобы люди развивались, профессионально росли и имели возможность продвигаться по служебной лестнице. Мы готовы прокачивать не только компетенции по профилю работы, но также обучать управленческим навыкам, soft skills, и это существенно отличает T2 от многих крупных компаний, – рассказала менеджер по функциональному обучению и развитию Мария Сисина.
Для комплексного развития и создания комфортной деловой среды в ОЦО прислушиваются к интересам и пожеланиям сотрудников. Существуют различные клубы, которые позволяют сотруднику выбрать направление по душе и совершенствовать как свои навыки, так и бизнес-процессы компании.
– Бухгалтерия – очень точная наука, которая требует высокой экспертизы. Нужно обязательно «разбавлять» эту сосредоточенность, чтобы в рабочее время у сотрудников была возможность переключиться на деятельность другого типа. Это важно для баланса и сохранения внимания, то есть напрямую влияет на результаты работы, – отметила руководитель транзакционной службы Юлия Круглова.
Так, «Клуб кадрового актива» был создан, чтобы растить управленцев внутри компании. Есть и другие объединения, например, группа «NPS-амбассадор», где сотрудники разбирают сервисные кейсы и рисуют карты клиентского пути в поисках оптимальных решений. В клубе «Цифровой сотрудник» обсуждают вопросы роботизации, а в экспертном – разбирают узкие профессиональные вопросы.
А еще в ОЦО ежеквартально проходят так называемые питчинги, где сотрудники презентуют свои идеи аудитории, состоящей из руководителей и коллег.
– У сотрудников в ходе выполнения ежедневных обязанностей возникают идеи, как сделать клиентский сервис качественнее и эффективнее. На питчингах они имеют возможность подробно рассказать и «продать» идеи экспертному совету. Мы считаем, что все проекты наших коллег, получившие одобрение экспертов, удачные. А детали всегда можно откорректировать, – рассказала координатор проектов по автоматизации процессов ОЦО Ангелина Цыпаркина.
В конце года авторы реализованных идей делятся результатами своей работы, а лучших отмечают призами.
Адаптация и поддержка
В ОЦО, можно сказать, есть своя школа для новичков, которая гармонично вписана во все процессы структуры. Новый сотрудник не остается один, ему назначают наставника, который в течение трех месяцев консультирует по всем рабочим процессам, помогает вникнуть в специфику и отвечает на вопросы. Также доступно много других вариантов обучения и адаптации: очные тренинги, бизнес-игры, видеоинструкции, библиотека вебинаров и более 700 обучающих курсов на корпоративном образовательном портале. Для всех сотрудников действует расширенный социальный пакет, система корпоративных льгот и бонусов.
Коллектив чувствует заботу компании. Согласно данным внутреннего опроса, 93% сотрудников готовы рекомендовать Т2 как хорошего работодателя.
– Я, например, могу объективно сравнить наш ОЦО с другими, потому что меняла место работы и вернулась обратно. На мой взгляд, уровень T2 намного выше. Здесь больше корпоративных преимуществ, сплоченный коллектив, постоянно новые интересные задачи. После двух декретных отпусков мне пришлось заново адаптироваться к работе и нагонять пропущенное, процесс прошел быстро и легко, все коллеги с готовностью помогали и поддерживали. Мы здесь одна большая команда: можно подойти к любому человеку и задать вопрос, тебе всегда помогут, – рассказала ведущий бухгалтер-эксперт направления бухгалтерской и прочей отчетности Роза Мотырева.
В T2 не боятся рисковать и брать на работу даже сотрудников без опыта, например, в компании развита система стажировок. Значительная часть таких вакансий открывается как раз в ОЦО. Стажер в T2 – полноценный сотрудник, он заключает официальный трудовой договор, пользуется ДМС и получает достойную зарплату. Стажировка длится год, но можно закончить раньше, по готовности, и перейти на штатную позицию.
– 90% тех, кто приходит к нам на стажировку, в итоге остаются в штате. Мы уверены, что самое важное качество стажера, да и любого соискателя – ментальная гибкость и способность развиваться, – поделилась Юлия Круглова.
Руководитель ОЦО T2 Наталья Быкова подтвердила: люди, которые ценят качество и экспертизу, готовы учиться и развиваться, принимая новые вызовы, отлично впишутся в команду. А T2 им предоставит стабильность, большие возможности и насыщенную корпоративную жизнь.
Узнать больше о вакансиях в ОЦО можно здесь или отправить резюме на почту: HR_MR_SSC@t2.ru.
Елизавета Попова