Андрей Леонов: «Мошенники постоянно совершенствуют свой преступный арсенал»
Не так давно Сбер озвучил сумму, которую ежегодно теряют россияне, ставшие жертвами телефонных мошенников. Они отдают преступникам примерно 250 млрд рублей. И эта сумма, считает заместитель председателя Центрально-Черноземного банка Андрей Леонов, может быть неполной.
От жертвы до соучастника
– Для того, чтобы вывести эту цифру, Сбер использовал специальные алгоритмы, – говорит руководитель. – Увы, но принятых на уровне страны механизмов расчета таких сумм не существует. Поэтому разные ведомства называют разные цифры. МВД, например, оперирует показателем в 150 млрд рублей, а Центробанк РФ – 16 млрд. – Всего 16 млрд? – Да. Финансовый регулятор, равно как и правоохранительные органы, исходит только из числа заявлений, поданных клиентами банков. Но мы понимаем, что цифра эта – часто неполная. Потому что иногда жертва мошенничества может даже не понимать того, что стала жертвой.
– Расскажите, как такое возможно?
– Мошенники используют приемы социальной инженерии. Не так давно, например, полиция вскрыла схему, с помощью которой преступники не только смогли убедить женщину положить деньги на «безопасный счет», но и «поступить на работу» в Центробанк РФ, разъезжая по стране и «помогая» защитить россиянам средства от мошенников. Она действовала в Ижевске, Калининграде, Ростове-на-Дону, содействуя обману преступниками ничего не подозревающих людей. И когда ее задержали в Ростове, она даже не понимала, что принимает участие в преступной схеме.
– Такая наивность – это, что, глупость?
– Не стал бы так говорить. Люди, поддавшись на уловки мошенников, верят, что они действительно спасли свои деньги от мошенников, а не отдали им сбережения. Преступники знают это и играют на таких желаниях. Но схема, при которой жертву мошенничества смогли сделать сообщницей преступления, – особо изощренная.
– Женщина отдала преступникам круглую сумму?
– Да, 3 млн рублей, которые ее убедили взять в кредит. Началась история банально: поступил звонок и звонивший сообщил, будто ее деньги на счете пытаются похитить для перевода на помощь ВСУ. Дальше же ее убедили взять кредит и все эти деньги в размере примерно 3 млн положить на «безопасный счет».
Не говорить и не брать трубку
– К слову, о помощи ВСУ. Похищенные деньги идут в карманы мошенникам или действительно идут на помощь ВСУ?
– Только на Украине действует примерно 350-400 мошеннических колл-центров, которые выманивают деньги у россиян. До 40% получаемой ими прибыли идет как раз на финансирование Вооруженных сил Украины. А вот угрозы того, что кто-то взламывает счет для помощи врагу и что для его защиты нужно перевести деньги на «безопасный счет» – это однозначное свидетельство того, что на том конце провода – мошенник. Потому что никаких «безопасных счетов» в природе не существует. Равно как и не существует банковских сотрудников, выманивающих персональные данные и торопящих клиента с принятием решения. Все это, опять же, признаки мошенника. Надо помнить: сотрудник Сбера никогда не будет звонить клиенту, чтобы предложить перевести куда-то деньги или, тем более, узнать данные банковских карт. Любой подобный звонок – однозначно мошеннический. И не надо думать, что преступники звонят кому угодно, но только не вам. Вдумайтесь: 38% от общего числа совершаемых преступлений в России – киберпреступления! Ежедневно, по нашим подсчетам, в зоне риска находится 200 тысяч россиян.
– Что делать человеку, которому позвонил с подобной угрозой из МВД, ФСБ или «сотрудник ЦБ РФ»?
– Сразу прекратить разговор и сообщить о случившемся в приложении Сбербанк Онлайн. Во вкладке «сообщить о мошеннике» нужно будет ответить на два вопроса и оставить данные злоумышленников, которые вам известны, например, номер телефона, с которого вам звонили. Так вы поможете службе безопасности Сбера бороться с киберпреступниками. А если вы все-таки назвали мошенникам свои данные, то как можно быстрее заблокируйте карту, обратившись в контактный центр банка по номеру 900. Заблокировать карту можно также в приложении Сбербанк Онлайн.
– Как Сбер помогает клиенту при подозрении на осуществление в отношении него мошеннических действий?
– Мы внимательно изучаем различные случаи мошеннических действий в отношении наших клиентов. Сбер совместно с операторами связи продолжает развивать антифрод-систему для защиты от телефонного мошенничества. Она позволяет выявлять атаки преступников в режиме реального времени: система сразу же отслеживает мошеннический звонок, после чего банк принимает меры для защиты клиента еще до того, как он успевает перевести деньги преступнику. Таким образом, совместными усилиями мы работаем над повышением безопасности наших клиентов. Если мы видим, что человек пытается провести не свойственную ему финансовую операцию, банк может временно заблокировать ее и пригласить человека для ее завершения в офис. Здесь уже наши сотрудники, если понимают, что их подозрения были небеспочвенные, начинают проводить с ним разъяснительную работу, объяснять, что он попал под влияние мошенников. Сотрудники офисов специально обучены этой работе, и им очень часто удается остановить клиентов от совершения необдуманных действий.
Возможности антифрод-системы часто используют и юридические лица. Например, не так давно мошенники стали реализовывать новую схему, при которой главным бухгалтерам компаний звонят от имени руководителя и требуют совершить платеж по определенным реквизитам. При этом на обратные звонки злоумышленники не отвечают, сбрасывая смс-сообщения с текстом «Занят» или «Не могу говорить». Часто мы сразу классифицируем эти переводы как сомнительные, после чего связываемся с представителями компании и убеждаем еще раз проверить правильность перевода перед его осуществлением. И у нас получается блокировать даже перечисления в другие банки. А вообще, конечно, ни в коем случае нельзя сразу совершать денежные переводы по реквизитам, полученным в мессенджерах, даже если они пришли якобы от начальника. Необходимо самому связаться с руководителем по телефону или встретиться лично, чтобы убедиться, что это действительно его указание.
Сбер также проводит большую работу по повышению финансовой грамотности людей.
Так, Сбер создал онлайн-ресурс «Кибрарий». Он помогает узнать о киберугрозах, схемах мошенничества, защитить свои сбережения и конфиденциальные данные от киберпреступников. Информация на сайте представлена в максимально удобном для восприятия виде, в том числе в формате коротких видеороликов и памяток. Она сгруппирована для разных категорий пользователей: родителей и детей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей и экспертов в сфере кибербезопасности. Кроме того, для детей от 6 до 14 лет Сбер разработал приложение «СберKids». Там ребята научатся основам финансовой грамотности, а родители смогут контролировать их траты. Молодые люди постарше в сообществе «СберКот» в ВКонтакте могут получить финансовые советы о том, как зарабатывать и экономить. Управлять финансами, научиться инвестировать, пользоваться льготами и идти в ногу со временем поможет информационный портал SberSova. Следуя инструкциям, опыту чужих успехов и ошибок, реальных ситуаций из жизни клиент подберет подходящие инструменты для решения любых финансовых задач. Впрочем, поддержка в вопросах финансовой грамотности нужна не только физическим, но и юридическим лицам. Не так давно, например, мы предложили в тестовом режиме пользователям приложения СберБизнес бесплатный определитель мошеннических номеров. Подключив эту опцию, предприниматель будет получать предупреждающее сообщение, если ему поступает звонок с номера, засвеченного в противоправных действиях. Таких номеров в нашей базе – миллионы. И она постоянно пополняется благодаря взаимодействию с сотовыми операторами.
Клиенты – физические лица уже давно могут пользоваться подобной услугой с помощью приложения Сбербанк Онлайн.
Беседовал Юрий Бабаян