Нина Усатова объединила сердца воронежцев в спектакле «Материнское сердце»

Фото: Андрей Парфенов

Спектакль «Материнское сердце», показанный в рамках «Платоновского фестиваля» — это глубокое погружение в мир русской литературы и культуры, представленное в форме яркого и многогранного театрального действия. Воронежцы смогли наблюдать волнующую историю в ВКЗ целых два дня.

Режиссером-постановщиком выступил Андрей Могучий, известный своим новаторским подходом к классическим произведениям и умением создавать глубокие, философские спектакли. Сценарий написала Светлана Щагина.

Спектакль «Материнское сердце» основан на рассказах Василия Шукшина, текстах Николая и Елены Рерих и стихотворениях Козьмы Пруткова. Но это только по программке. На самом деле, в соавторы также можно вписать Достоевского, Гончарова, Гоголя, Гете и других великих писателей.

Спектакль длится 4 часа 20 минут с двумя антрактами. В центре сюжета — простая русская женщина Авдотья Громова, у которой было пять сыновей. Четверо из них умерли, а младший сын Витька попал в неприятную ситуацию: ударил милиционера Мельникова в пьяной драке, у него сотрясение мозга. Авдотье же необходимо ехать к чиновникам, «просить за своего сына», чтобы тот не оказался в тюрьме.

У Шукшина рассказ этим и заканчивается. Авдотья едет на мотоцикле «Урал», который ей достался от умершего мужа, с мыслью: «Ничего, добрые люди помогут». Однако только на неравнодушие чиновников она не надеется. Героиня взяла с собой некую сумму, чтобы в случае необходимости «приплатить кому надо». У Могучего же спектакль только начинается. Светлана Щагина переплела в сюжете такие рассказы, как «Материнское сердце», «Осенью», «Нечаянный выстрел», «Забуксовал», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Далекие зимние вечера», «На кладбище» и «Залетный». Теперь Авдотье Громовой приходится справляться с чередой неудачных и нелепых судеб, которые встречаются ей по пути в Москву.

Фото: Андрей Парфенов

Известная актриса Нина Усатова в этом спектакле сыграла Авдотью Громову. Ее легко представить в монументальном образе матери. Как она сама сказала на премии «Золотая Маска»: «Я сыграла свою бабку, маму, себя, да и всю Россию». И это так. Авдотья помогла пьяному мужчине, который лежал на дороге. Он умолял Громову отвезти его в больницу, где рожает его жена. Также героиня не осталась равнодушной и к человеку, который чуть не потерял сына. Несмотря на то, что Авдотья хотела как можно раньше спасти Витьку, ее доброе сердце не позволило оставить человека несчастным.

От Авдотьи Громовой невозможно оторвать глаз. В каждом слове и движении чувствуется та боль, которую Нина Усатова и Андрей Могучий хотели передать. Окружающие ее герои – Чичиков (Андрей Феськов), Витька Громов (Григорий Чабан) и милиционер Мельников (Виктор Княжев) – «чудики», которые также цепляют взгляд зрителя.

Чичиков — аферист, жулик, представитель потусторонних сил (так героя Андрея Феськова охарактеризовали в программке). Именно его первым увидела публика в зрительном зале. Изначально Чичиков просто рассказчик, который знает историю Авдотьи. Позже мы понимаем, что Чичиков — манерное, фальшивое, надоедливое создание, которое постоянно вертится около героев. О себе же он, видимо, высокого мнения. Чичиков говорит по-немецки, цитирует Гете и спрашивает себя: «Что есть русский человек?». Однако Авдотью нельзя сбить с пути. У нее четкая цель, которой она упорно следует – спасти сына.

Фото: Андрей Парфенов

В кульминации спектакля герои находят ответ на «вечный вопрос». Все оказывается просто и банально – нужно отпустить прошлое и идти в светлое будущее с улыбкой. Так, Авдотья Громова, милиционер Мельников едут вперед на мотоцикле «Урал», а за ними следует Черт.

Своими эмоциями после спектакля поделились зрители:

— Нас с супругом больше всего, наверное, поразили декорации, потому что масштаб потрясающий. Я когда-то работала на «Платоновском фестивале». Я представляю, какая огромная работа была проделана. Большое спасибо нужно сказать дирекции, что смогли такое большое событие привезти в Воронеж. Что касается самой постановки: мы давно не были в таком потрясении. Как прорисованы персонажи, насколько актуальна тема. Я думаю, каждый нашел то, что попало ему в сердце.  

— Спектакль — что-то невероятное. Очень хочется, чтобы артисты приезжали постоянно, потому что их подготовка и организация сногсшибательна. Видно, как хорошо работают организаторы. Например, проектор вызвал кучу эмоций. Потрясный момент, когда спектакль начинается не со сцены, а из зрительного зала. 

Валерия Юрова