Нуар-драма с элементами мистики: «Зойкину квартиру» показали на Платоновском фестивале в Воронеже

Фото: Андрей Парфенов

В Воронеже с большим успехом прошел спектакль «Зойкина квартира» Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. Его представили на сцене Воронежского концертного зала в рамках XIII Международного Платоновского фестиваля искусств.

В 2023 году постановка в жанре нуар-драмы режиссера Евгения Писарева по пьесе Михаила Булгакова получила премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма».

Главную героиню — Зою Пельц — играет Александра Урсуляк. На пресс-конференции перед показом спектакля она рассказала подробнее о жанре нуар-драмы:

— Нуар — это депрессивный детектив, где герои и антигерои меняются местами. Чаще всего там присутствует женщины-обманщицы, верить им нельзя, они вовлекают мужчин в свои авантюры. Эти женщины ради любви способны на многое в преодолении непростых обстоятельств судьбы. Наш спектакль подходит под это определение, — пояснила актриса.

Фото: Андрей Парфенов

Спектакль повествует о Зое Пельц, владелице шестикомнатной квартиры, мечтающей спасти своего возлюбленного, бывшего дворянина Обольянинова, который так и не смог приспособиться к новой жизни в годы НЭПа. Главная героиня хочет заработать денег и уехать с ним в Париж. Для этого в своей квартире под видом ателье она открывает публичный дом. На работу администратора Зоя берет ловкого и предприимчивого авантюриста — Аметистова. Вместе у них дела пошли довольно успешно.

Красивые наряды, чувственные танцы и живая музыка в исполнении джаз-бэнда — за всем этим скрывается драма каждого из героев, которые оказались перед сложным выбором на распутье эпох.

Фото: Андрей Парфенов

По словам актера Александра Дмитриева, который играет графа Обольянинова, его герой живет прошлым. Он живет иллюзиями и надеждами на новую лучшую жизнь. Такие люди есть и в современном мире, уверен артист.

Спектакль поражает своими декорациями и костюмами героев. Интересная задумка режиссера: сцена под наклоном и игра света на внезапно застывших фигурах героев. Искривленное пространство подчеркивает дополнительная конструкция над сценой.

Фото: пресс-служба Международного Платоновского фестиваля искусств

В постановке также присутствует и мистика, которая характерна для произведений Михаила Булгакова. Образ самой квартиры олицетворяет пожилая женщина, которая на протяжении всего спектакля словно безмолвный призрак то появляется, то исчезает. Она смеется, играет на рояле и живет среди главных героев. Создается ощущение, что за ними постоянно кто-то наблюдает и знает тайны каждого.

В столице Черноземья спектакль шел в течение двух дней и сопровождался большими овациями.

— В Воронеже публика очень театральная, очень искушенная. Здесь достаточно воспитанный и взыскательный зритель. Очень приятно, что нас так добродушно встретили, были бурные овации. У нас в спектакле есть несколько фраз про Воронеж и зрители очень хорошо на них среагировали, — поделилась Александра Урсуляк.

Ирина Ряскова