Сергей Колиух: «Александр Цапин всегда был не политиком, а хозяйственником»
Сегодня исполняется 75 лет первому всенародно избранному мэру Воронежа Александру Цапину. За годы карьеры он успел поработать и вице-губернатором,и даже какое-то время – губернатором Воронежской области. Но основную память о себе оставил именно как глава местного самоуправления Воронежа.
Каким был Александр Николаевич во времена руководства областным центром? Об этом вспоминает Сергей Колиух – депутат Воронежской городской Думы, мэр Воронежа в 2008-2013 гг., а во времена «позднего» Цапина – глава администрации Ленинского района.
Бюджет выживания
– Сергей Михайлович, для начала, наверное, нужно вкратце описать эпоху, в которую Александр Цапин руководил городом…
– Эпоха – тяжелейшая. Остановились заводы, поступления от которых составляли финансовую основу существования города. Бизнеса как такового не было: лишь мелкий «купи-продай», чтобы выжить. Ни о какой уплате налогов с этих доходов не могло быть и речи! Не было самой системы их администрирования!
Тогда же предприятия сбросили весь жилфонд на баланс города. Содержать его было не на что. Долги по зарплатам коммунальщиков доходили до полугода! Не лучше обстояло дело и с работниками социальной сферы. Город содержал не только учителей и воспитателей детсадов – на его обеспечении находились также врачи и соцработники. Здесь задержки составляли по три-четыре месяца. И в этих условиях главе местного самоуправления приходилось изыскивать средства не только на выплату зарплат, но и на какое-то развитие.
– Это удавалось сделать?
– На удивление – да. В городе, да и в каждой районной администрации (сегодня управе – прим. ред.) формировались внебюджетные фонды, куда перечисляли средства предприниматели и предприятия. Отсюда платили подчас зарплаты, находили возможности для проведения какого-то благоустройства. Времена – тяжелые, а в Воронеже на тротуарах клали плитку. Где-то помогали в этом внебюджетные фонды, где-то – бизнесмены. Но благоустройство шло.
Александр Николаевич пользовался большим уважением в Москве. Он возглавлял Союз российских городов, был лично знаком со многими федеральными чиновниками – например, с Анатолием Чубайсом. И эти знакомства помогали ему привлечь какие-то деньги на финансирование, например, инфраструктурных проектов.
Чернавский мост медленно, но строился. Возвели ВПС-4, которая резко улучшила ситуацию с водоснабжением города, построили БСМП, роддом больницы «Электроника». Некоторые проекты, заложенные еще Александром Цапиным, завершались уже при его преемниках. Мне, например, посчастливилось вводить в эксплуатацию здание поликлиники № 11 и двух школ – на ул. 9 Января и на бульваре Победы. Их тоже закладывали еще при Александре Николаевиче.
– Вы сказали про улучшение водоснабжения Воронежа. Но полностью отойти от подачи воды по графику удалось же куда позже – уже когда городом руководили вы…
– Ввод в эксплуатацию ВПС-4 позволил значительно увеличить время подачи воды воронежцам. Сегодня выросло целое поколение, которое не знает, как это – набирать перед Новым годом все кастрюли, тазы и даже ванну водой, чтобы подготовиться к празднику! А тогда это было нормой. И каждый «лишний» час подачи ресурса был очень ценен.
В поисках компромисса
– За счет чего Александру Николаевичу удавалось выстраивать эту работу, кроме умения находить понимание «наверху»?
– Прежде всего, за счет управленческих навыков и профессионализма. Он создал сильную команду и регулярно ставил перед ней конкретные задачи. Требовал не менее конкретные отчеты – от каждого руководителя департамента или главы районной администрации: что заложили, что ввели в эксплуатацию. Каждый объект держал на личном контроле – забить ему голову красивыми цифрами было невозможно.
Я вспоминаю, например, как он мог позвонить мне поздно вечером и забрать для поездки по району. Поверьте, это было то еще испытание. Каждый негорящий фонарь, каждая неубранная урна – за все это я получал критику, как это сейчас говорят, «в режиме онлайн». Или утром – приду на работу, а Цапин уже проехался по району и готов выдать мне все, что думает об увиденном.
Он, кстати, никогда не ездил просто с работы домой или издома на работу. Каждый раз планировал маршрут, отмечал себе недочеты, а потом спрашивал за них с руководителя той или иной районной администрации. А рабочий день начинал в 5-6 утра – так что к 9 у него всегда был список вопросов к членам команды.
– Вам не кажется, что этот стиль управления чем-то напоминает ваш?
– Разумеется! Какие учителя – такие и ученики! (смеется)
– Александр Николаевич совмещал посты главы администрации и председателя муниципального совета. В те годы это было законно, но не мешало ли ему это совмещение?
– Отчасти мешало, конечно. Потому что требовало расщепления сил. Но, повторюсь, у него была сильная команда, которая позволяла совмещать эти посты без ущерба для качества работы. Он умел работать с людьми, умел убедить, заставить, где надо, а дальше – контролировал. Но в Воронеже система управления была не уникальной – такое же совмещение было у глав органов местного самоуправления по всей стране.
– Миниципальный совет образца 90-х годов прошлого века представлял собой людей разных взглядов, у которых были разные цели и задачи. Как ему удавалось находить с ними компромисс?
– Он и был поставлен для того, чтобы находить этот компромисс. Это сейчас депутаты, в основном, представляют собой различные партии, имеют понятия о партийной дисциплине, прорабатывают все проблемные вопросы на заседаниях комиссий и на советах Думы. А тогда часто было, что депутат и не видел никаких документов до сессии – читал их уже во время заседания и по часу задавал вопросы. Шутка ли! На первом для Цапина заседании муниципального совета председателя не могли выбрать больше месяца! Именно от отсутствия дисциплины! Тогда, к слову, депутат избрали именно его, после чего он и начал искать этот компромисс.
– За счет чего ему удавалось его найти?
– Да за счет того, что он работал. Работал и всегда прислушивался к мнению других – в том числе, представителей радикальной оппозиции. Если они говорили умные вещи – брал в работу. Если с чем-то был категорически не согласен – объяснял свою точку зрения. Его уважали даже самые ярые оппоненты. А он уважал их. Даже после попытки захвата кресла мэра его якобы соратником Василием Кочергиным не прекратил профессиональное общение ни с ним, ни с другими депутатами, которые за ним стояли.
– Те, кто был свидетелем этой попытки, недоумевали: почему Александр Цапин не стал вводить никаких репрессий по отношению к заговорщикам?
– Да человек такой просто. Иной, если не отомстит, спать не сможет. А Александр Николаевич, наоборот – спать не смог бы, если б отомстил. Ведь что такое отомстить человеку? Под удар же поставишь его семью, родных и близких. Не мог он так. Поэтому сжал зубы и продолжил работать. Принимал Кочергина и его соратников у себя, обсуждал с ними городские проблемы. Да, по-человечески с ними больше не общался. Но в рамках полномочий от совместной работы никогда не бегал.
– А как выстраивалось его общение с простыми воронежцами?
– С горожанами он тоже был на контакте постоянно. Все приемы проводил только сам. А приемы он вел и как глава муниципалитета, и как избранный депутат в Железнодорожном районе. Многие люди его знали лично, подходили к нему на улице, рассказывали о каких-то проблемах. Он все запоминал, а потом выдавал необходимые поручения для исправления сложностей.
Александр Николаевич находил язык со всеми. Отличные отношения сложились у него с ГУВД, а когда в Воронеже расквартировали 20-ю Армию, лично занимался вопросами расселения офицеров, устройства их детей в школы и детские сады. Его знали не только командиры и их подчиненные, но даже их жены!
Не мстительность и предательства
– Как отразилось на Александре Цапине поражение на выборах губернатора в 1996 году?
– Тяжело. Но больше всего он расстроился не из-за поражения. Он не был ярым карьеристом. Просто тогда начала меняться структура власти, у города понемногу забирали полномочия и желание перейти на уровень выше было естественным. А убило его предательство людей, которые рисовали ему безоблачные перспективы, ослабляли за этот счет его внимание, а сами работали против него. Причем эти люди были много чем ему обязаны. И предательство его, конечно, подкосило.
А так, он провел более сотни личных встреч, объехал каждый район и часто не по одному разу, встретился с коллективами едва ли не каждого предприятия. Он много в чем разбирался, поэтому мог говорить на одном языке с людьми разных профессий и социальных групп. Александр Николаевич мог бы стать тогда хорошим губернатором.
– Как я понимаю, четыре года спустя ситуация с предательством повторилась? На выборах мэра Воронежа.
– Там были свои сложности. Была и усталость населения. Сейчас с бюджетом ситуация куда лучше, делать удается куда больше. Но взять, например, меня. И мэром был, и депутатом избирался много раз. Казалось бы, с каждым разом должно избираться все легче и легче. А становится все сложнее. Потому что люди устают от тебя. Хоть ты и делаешь им много. А в те годы много – не получалось. Плюс – Александр Яковлевич Ковалев был оппонентом харизматичным, с ним было очень тяжело. Он много работал на тех выборах. И рейтинг у него какой был – еще со времен губернаторства!
Но подлость, конечно, имела место и тогда. А не мстительность Александра Николаевича стала его слабым местом. Люди в какой-то момент начали понимать: его можно предать и тебе ничего за это не будет. Цапина не боялись. А Ковалева – боялись.
Все вместе это и дало тот результат.
– Предложение стать вице-губернатором в команде Владимира Кулакова он принял с интересом, или от безысходности?
– Никакой безысходности, в работу он ушел с головой! Мы общались, он плотно работал по газификации. Встречался с федеральными чиновниками, пробивал деньги для области. Это – его стихия. По большому счету, Александр Николаевич – не политик, а хозяйственник. У него глаза загорались не когда решались политические вопросы на заседаниях муниципального совета, а когда начинались обсуждения тех или иных инфраструктурных проектов. Потому и запомнился он, в основном, на посту мэра Воронежа – когда мог максимально проявить свои управленческо-хозяйственные таланты.
Редакция портала «Обозреватель.Врн» присоединяется к поздравлениям Александра Цапина с 75-летним юбилеем!
Беседовал Юрий Бабаян