Сергей Щеглеватых: «Глухие товарищи рекомендовали работу в такси – я решил попробовать»

Фото: предоставлено пресс-службой компании Яндекс

Сергею Щеглеватых – 60 лет. Из них он уже 34 года находится за рулем. За все время вождения мужчина ни разу не попадал в аварию. И это притом, что он вот уже пять лет работает таксистом. Сергей начинал осваивать профессию в Воронеже, а сейчас выбирается на два-три месяца в Москву и уже там помогает пассажирам добраться до нужной им точки.

Но эта история – нечто большее, чем просто рассказ о примерном водителе. Будучи ребенком, Сергей заболел и полностью потерял слух. Однако особенности здоровья не остановили его, и сегодня мужчина идет к своей цели – он мечтает восстановить родной дом в Воронеже.

Редакции «Обозреватель.Врн» Сергей Щеглеватых рассказал, как пассажиры реагируют на глухого таксиста, как удается построить с ними диалог и за счет чего получается не сталкиваться с лихачами на дороге.    

Уточнение: интервью удалось провести через сурдопереводчика при поддержке сервиса «Яндекс Go».

Фото: предоставлено пресс-службой компании Яндекс

– Сергей, почему вы выбрали для себя профессию таксиста?

Ничем другим я никогда не занимался. Работа в такси – основная для меня. Узнал о такой возможности от знакомых глухих ребят, они рекомендовали. Попытался устроиться в таксопарк. И все получилось.

– Как вы ориентируетесь в дороге?

– Еще в 1989 году я получил водительское удостоверение, потом купил первую машину. Было, конечно, тяжело учиться. В первый месяц самостоятельного вождения сильно волновался, но со временем привык, сейчас уверенно вожу автомобиль. Ориентируюсь с помощью зеркал, смотрю, конечно, на фары других машин, если, например, мигают, то понимаю, что нужно перестроиться.

– А в роли таксиста чувствуете себя столь же уверенно?

– Вначале было тяжело, я допускал ошибки – путался с адресами. Отвозил людей не совсем к нужной точке, так как не знал настолько хорошо город. В такие моменты пассажиры пытались объяснить что-то словами, но я же их не слышал. Возникало недопонимание. Я показывал, что могу общаться только жестами. Иногда в ответ злились – некоторые сильно хлопали дверьми.

С другими мы пытались обмениваться записками на бумаге, но это не всегда удобно. Потом в приложении «Яндекс Go» появилась отметка, что водитель глухой, а также открылась возможность переписываться в чате – это значительно облегчило работу. Мы стали нормально друг друга понимать.

Допустим, молодые люди иногда просят включить музыку – и я им отвечаю, что они сами могут включить ту, что нравится им.

– Наверняка вам встречались не только хлопающие дверьми пассажиры, но и такие, которые приятно удивляли?

– Конечно! Приятно, когда пассажиры довольны поездкой, многие пишут комментарии со словами благодарности. Но что особенно радует, бывает, люди садятся в такси, понимают, что их везет глухой водитель и учат жесты в дороге, а когда приходит время выходить, они на жестовом языке показывают «Спасибо».

В целом же в Воронеже такси пользуются в основном молодые люди. Чаще женщины и девушки. Мужчины реже.

– Сергей, в каком графике вы работаете?

Я выезжаю практически каждый день в 06.00 и развожу пассажиров до 11.00. Потом отдыхаю и возвращаюсь к работе с 17.00 до 23.00.

– Вы за рулем уже более тридцати лет. Многое ли изменилось за это время на дорогах Воронежа?

Машин, конечно, сейчас стало гораздо больше, постоянно возникают автомобильные заторы. Раньше было свободнее. Еще есть ощущение, что чаще стали ремонтировать дороги, прокладывать новые.

Также отмечу – в Воронеже хватает лихачей, к сожалению, нередко встречаются водители, которые начинают играть в «шашки», обгоняют других и подрезают.

– При этом вам удается продлять и продлять безаварийный стаж вождения?

Да, столкновений у меня не было. Езжу спокойно, соблюдаю правила. К тому же я работаю на арендованной машине, это мотивирует водить еще аккуратнее. Своего автомобиля у меня сейчас нет.

В Воронеже в целом легче водить, чем в Москве. В столице, особенно в первую неделю работы, было сложно, так как там другие дороги, много развязок. Но вскоре привык ко всему. Теперь разницы практически не чувствую.

– Сергей, а как вы отправились на заработки в Москву?

Я переехал один в Москву, нашел автопарк такси, устроился на работу. Особых сложностей не было. В столицу перебрался для большего заработка. Деньги мне нужны, чтобы восстановить мой старый дом. Основная цель сегодня – его ремонт.

– Другие таксисты с нарушениями слуха делятся опытом? Быть может, у вас есть какое-то сообщество?

Нет, ничего такого, но знаю, что в качестве таксистов работает довольно много людей с нарушением слуха. Некоторые общаются между собой. Но я все больше работаю, на общение порой не хватает времени.

– Но у вас же наверняка накопилось немало историй из поездок?

– Да, были интересные случаи: мне, например, иногда предлагают длительные поездки. Однажды я вез пассажиров из Воронеже в Москву. Похожий заказ был с финальной точкой в Саратове. Все прошло успешно.

Еще раз я вез женщину после операции, она жаловалась, что у нее слабое сердце, поэтому просила ехать как можно медленнее. Но в итоге поездка прошла хорошо.

– А встречались ли вам слабослышащие или глухие пассажиры?

– Бывало и такое. Но это в целом обычные поездки. Мы не общаемся в дороге, однако по завершении пути можем что-то обсудить.

– Что бы вы могли посоветовать другим водителям, чтобы они так же, как и вы ездили без аварий?

– Все просто – я соблюдаю правила, внимательно смотрю на знаки. Этого достаточно. Главное, на мой взгляд, не нарушать установленный порядок.

  • Справка «Обозреватель.Врн»:
В России с сервисом «Яндекс Go» сотрудничает более 1800 водителей с нарушениями слуха, в Воронеже – более ста. Условия одинаковы для всех водителей, различаются лишь в зависимости от тарифа.

Виктор Левшаков