Претензий нет?: Воронежский облздрав опроверг ошибку при ампутации ноги у 89-летней пенсионерки
И попутно отчитал следователей
Представители департамента здравоохранения Воронежской области отчитались о проверке, проведенной в связи со скандалом вокруг ампутации стопы 89-летней пациентке горбольницы №3. Сын пенсионерки обратился в правоохранительные органы и СМИ, предположив, что в медучреждении могли допустить ошибку – «перепутав» пораженную гангреной ногу со здоровой, удалили не ту конечность. Однако в облздраве категорически заявили: никакой ошибки не было, а ампутация была проведена правильно. Соответствующее сообщение структуры опубликовали на ее сайте в четверг, 8 ноября.
Согласно заявлению облздрава, «тактика лечения, избранная хирургами «ВГКБ №3», соответствовала ситуации и спасла пациентке Марии Дроновой жизнь». Более того, в структуре подчеркнули, что 8 ноября старший сын пациентки Игорь Дронов «сделал официальное заявление», согласно которым претензий к врачам по поводу операции и лечения его матери у него нет.
Также пресс-служба облздрава привела мнение о сложившейся ситуации главврача горбольницы №3 Сергея Шамсутдинова. По его словам, 4 ноября – в день, когда была проведена злополучная ампутация – возглавляемое им медучреждение было дежурным по правому берегу Воронежа. В этот день в больницу доставили Марию Дронову «с поражением обеих нижних конечностей». Пациентку, как заверил медик, осмотрел хирург, который пришел к выводу о «необратимости» поражения обеих ног.
– Ввиду сложности ситуации были привлечены другие члены дежурной бригады, проведен консилиум. Пациентка испытывала сильные боли в левой ноге. Было принято решение о проведении ей срочной операции по ампутации левой ноги, – отметил Сергей Шамсутдинов. – По фото, представленном в СМИ сыном нашей пациентки, у людей, не имеющих медицинского образования, может сложиться впечатление, что левая нога не сильно поражена. Однако специалистам было очевидно, что это опасная форма гангрены – то есть состояние, угрожающее жизни.
По мнению главврача больницы №3, пенсионерке «оказали всю необходимую в сложившейся ситуации помощь».
– На момент поступления в больницу женщина нуждалась в удалении обеих конечностей. Но ввиду возраста и ее тяжелого состояния было решено провести операцию поэтапно: сначала удалить левую конечность, а затем, после стабилизации состояния – правую, – пояснил представитель больницы. – Седьмого ноября выполнена вторая ампутация. С момента поступления и по настоящее время больная находится в палате интенсивной терапии, получает необходимое лечение и уход.
В перспективе, когда состояние пациентки стабилизируется, врачи обещают перевести ее в палату для ветеранов.
Кроме того, пресс-служба облздрава опубликовала также упоминавшееся заявление старшего сына больной Игоря Дронова, в котором мужчина описывает свое видение ситуации. Согласно его словам, состояние здоровья пенсионерки ухудшалось на протяжении последних четырех месяцев, в связи с чем он нанял для нее сиделку – мать живет с сыном, но самостоятельно передвигаться уже не могла. Врачи, которых мужчина вызывал на дом, поставили диагноз «гангрена» на правой ноге, однако от операции женщина отказывалась.
«В последний осмотр врач выдал мне направление в больницу №3, подчеркнув, что ситуация критическая и затронуты обе ноги. В приемном отделении больницы №3 врач, осмотрев мать, сказал, что она может не перенести по состоянию здоровья вторую операцию. Но не объяснил, ни что за вторая операция, ни их порядок, – сказано в заявлении. – Во время операции я отсутствовал и приехал в больницу после сообщения брата о том, что маме ампутировали не ту ногу (левую, а не как он ожидал – правую). Я был готов к тому, что маме предстоит ампутация обеих ног, поэтому не был особенно удивлен, что сначала ампутировали левую ногу, потому что сам видел динамику ухудшения ее состояния».
Также мужчина подчеркнул, что «не может судить о действиях и решениях» медиков, проводивших операцию, поскольку сам доктором не является. И даже больше: заканчивает свое заявление автор благодарностью врачам больницы.
Впрочем, этим сообщением, подписанным сыном пенсионерки, в пресс-службе облздрава не ограничились.
«В настоящее время правоохранительные органы проводят проверку документации, которая, по предварительным данным, продлится около месяца. В связи с этим заявление на сайте Следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области от 8 ноября 2018 г. об установлении вины по данному делу является преждевременным и необоснованным», – сказано в тексте сообщения структуры.
О каком заявлении идет речь? Напомним, как ранее сообщал «Обозреватель.Врн», днем 8 ноября на сайте регуправления СКР появилось сообщение о возбуждении в связи с инцидентом уголовного дела по ч. 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»).
«Следственными органами СК России по Воронежской области по данному факту организована процессуальная проверка. В ее рамках проведен осмотр места происшествия, изъята медицинская документация, назначена судебно-медицинская экспертиза, опрошены родственники и очевидцы произошедшего, приняты объяснения у медицинских работников, запрошена документация из всех лечебных учреждений, указанных заявителем (вторым сыном пострадавшей. – прим. ред.), – сказано в сообщении ведомства. – В ходе проверочных мероприятий установлено, что в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей врачами-хирургами пациентке причинен тяжкий вред здоровью, выразившийся в ампутации нижней левой конечности».
При этом решение о начале производства принимали сотрудники полиции – по подследственности, а из-за широкого общественного резонанса дело передали в разработку специалистам СКР. Также в ведомстве подчеркнули, что расследование продолжается.
Однако после появления релиза облздрава пресс-служба правоохранительного ведомства выдала дополнительное сообщение, уточняющее позицию силовиков. Согласно релизу, следователи получили документы из других медучреждений, где наблюдалась пенсионерка: в бумагах отмечено, что врачи ранее диагностировали у нее «атеросклероз нижних конечностей 4 степени, гангрена обеих стоп». Документы переданы для проведения комплексной судебно-медицинской экспертизы, «без результатов которой невозможно дать оценку правомерности действий медработников по ампутации левой нижней конечности».
– Факт возбуждения уголовного дела не является доказательством вины врача. Все обстоятельства будут установлены по результатам расследования, – сказано в сообщении.
Таким образом, инцидент исчерпан?..
Ольга Маркелова