Враги у нас, как у себя дома?

Практически сразу после теракта в Петербурге в СМИ и соцсетях прошли сообщения о том, что некий воронежский комик, которого почему-то назвали «известным», гастролируя в Берлине, представил публике пародию на происшествие. В соцсетях разместили отрывок представления, по которому непонятно, что там смешного и что это вообще за тема для юмора, однако хорошо слышна дико ржущая публика.

«Известные» комики, фамилии которых ни я, ни большинство прочитавших пост, не знают вовсе, заслужили массу комментариев. Подавляющее число из их непечатные, так что ни фамилии, ни эпитеты, которых удостоились «артисты», припоминать не будем, не те персоны, чтобы память напрягать. Таких персонажей нужно вычеркивать из нашей реальности раз и навсегда, и больше о них не вспоминать. Даже тогда, когда вся эта околокультурная арт-масса, оголодав за рубежом, рвется назад, в Россию, чтобы заработать на жизнь. Но я хотела сказать не о комиках, этого «добра» сейчас полным-полно, цену им мы уже давно поняли. Я хотела сказать о другом.

Сообщение о безобразной пародии разместили, в том числе, и в наших соцсетях, в лентах официальных воронежских СМИ. Я обратила внимание на пост в ленте государственного СМИ. Разумеется, он мгновенно оброс комментариями. Думаю, все, кто периодически посещает соцсети, знают, что под каждым постом, так или иначе касающимся СВО и вообще позиции России в мировом сообществе, незамедлительно появляются представители украинской пропаганды. Методички у них временами меняются: раньше они просто блокировали обсуждения любой волнующей темы безудержным флудом, потом стали изображать из себя наших соотечественников и призывать задуматься о том, кто руководит страной. Завтра еще что-то придумают, у них там специалистов много. Но цель всегда одна – максимально загадить ленту обсуждения, унизить и оскорбить всех, кто высказывает патриотические суждения.

Самое мягкое, что они пишут, это призывы к нам «закрыть хрюкала» и готовиться жить в подвалах, где нам самое место. Мы для них свиньи и недоумки. В каждой ленте предусмотрена возможность пожаловаться модератору на враждебные высказывания, экстремизм, призывы к насилию и тому подобное. Отличить обычного хама от заукраинского пропагандиста не сложно: у всех внештатных ЦПСОшников закрытые профили, нет фотографий на аватарке, друзей и записей в своих лентах.  Этот набор характерен именно для них, не зависимо от того, как именует себя автор и какое место жительства указывает.  Сейчас они почему-то почти все россияне. В ЦПСО им, конечно, виднее, но никого они этой ерундой не обманут.

Даже иллюзии перебранки «между своими» они создать этим не могут, наши видят врага в любом обличие. И все-таки лично мне неприятно, когда наши же официальные СМИ предоставляют площадки для самой грязной украинской пропаганды и оскорбления россиян. Я всегда пользуюсь своим правом пожаловаться модератору, и что? Увы, ничего. Никакой реакции. Только один раз мне удалось добиться блокировки вконец обнаглевшего вражеского пропагандиста, который испакостил ленту правительственного сообщества, и то только после того, как я в комментарии пообещала направить скриншот ленты в УФСБ.

На вражеской территории остался запрещенный ныне «Фейсбук», который когда-то был довольно разнообразен, но потом безудержно скатился в оголтелую русофобию и который читать стало бы в любом случае невыносимо, даже если бы его не блокировали.   Соцсеть, в которой герой любого дня – иноагент Максим Галкин, от которого уже всех тошнит, где половина текстов на украинском языке, где беспощадно блокируется любой, кто попытается оспорить «славу Украине», посещать неприятно. Русофобия, пропаганда содомии и бесовщина – вот что такое сегодняшний «Фейсбук». Ну и пусть. Это их территория, нам туда больше не надо, все равно противно. Но почему площадки для вражеской пропаганды предоставляют в наших соцсетях наши же СМИ? Что это — казус исполнителя? Привычка запускать новость и начисто забывать о ней? Это можно понять, но согласиться с этим нельзя, не то время. Или у наших СМИ такое понимание «свободы слова»? Один из комментаторов поста о горе-комиках сообщил мне, что его регулярно блокирует весьма популярное воронежское издание, если он пытается жаловаться на экстремистов и русофобов. И как это понимать? Так, что свобода слова – это с радостью и поближе подставлять лицо, когда в него плюет твой враг? Простите, но я думала об этом понятии иначе.

Сейчас, когда законы и подзаконные акты меняются стремительно, хотелось бы понимать вот что. Если некто распространяет пост, содержащий русофобские, экстремистские, порочащие армию высказывания, он подлежит ответственности, как минимум – ощутимому административному штрафу. А если наши СМИ предоставляют вражеской пропаганде возможность свободно оскорблять россиян в комментариях и все то же по списку? Они как должны отвечать? Кто ответит на вопрос: предусмотрена ли ответственность за подобные вещи?

Я обращаюсь в данный момент не в пустоту, а к представителям тех органов, которые точно знают ответ на этот вопрос. Потому что если такой ответственности нет, это упущение, и ее надо предусмотреть, подсказать законодателям. А если она все-таки есть, то почему не применяется? Не хватает ресурсов, чтобы все это отслеживать? Ничего, мы поможем, соберем материал. Не всем нравится, когда ему плюют в лицо, не все считают это свободой слова, так что в помощниках недостатка не будет.  Не всем нравится, когда враг чувствует себя на чужой территории, как у себя дома.

Алла Холденко